Портал сетевой войны ::  ::
ССЫЛКИ
Новороссия

Релевантные комьюнити ЕСМ:
rossia3
ru_neokons
ЕСМ - ВКонтакте
Дугин - ВКонтакте

Регионы ЕСМ

Дружественные сайты

Прочее

Карта сайта

>> >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
НОВОСТИ СЕТИ
Возвращение к себе. К разговору о дресс-коде в контексте национального смысла
27.02.2011 [18:52]
Возвращение к себе. К разговору о дресс-коде в контексте национального смысла

Разгоревшийся в блогосфере (и отраженный в ряде публикаций СМИ) спор о предложениях протоиерея Всеволода Чаплина относительно введения всероссийского дресс-кода, по большому счету, является лишь попыткой связать внешний вид современных российских городских жительниц с выражениями сексуальной агрессии в отношении них. Отец Всеволод предположил, что именно нескромный вид россиянок провоцирует приезжих из патриархальных азиатских и кавказских сообществ на сексуальное насилие.

Строго говоря, прямая связь между выражением сексуального насилия и внешним видом жертвы выглядит крайне подозрительно уже потому, что все "патриархальные" общества давно уже информатизированы, а приезжие из них очень адаптивны. Социопсихологи, как правило, указывают, что сексуальное насилие есть частный случай выражения насилия вообще, а градус насилия в атомизированном обществе традиционно высок. С другой стороны, для выходцев из традиционных или переходных обществ внешний вид – и, прежде всего, одежда – является очень важным и определяющим элементом, но сами выходцы из этих обществ далеки от единообразия и традиционности в одежде, довольствуясь фабричным ширпотребом.

Но вот сама мысль о скрытых в одежде "сигналах доступности" не так уж и глупа. Действительно, российское общество вслед за "сексуальной революцией" пережило настоящий переворот представлений о приличиях. Откуда же, собственно, взялся этот "провоцирующий", нескромный вид в русской современной традиции?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо признать, что на протяжении последних трех столетий происходило последовательное размывание традиционных представлений о внешнем виде русского человека, а за последние 50 лет обрушились последние остатки каркаса этих представлений. В послевоенное время в СССР ряд факторов стал воздействовать на представления людей о внешнем виде. Это, прежде всего, телевидение, газеты, а затем и индустрия моды, развивавшаяся под патронажем государственных властей СССР. Религиозные взгляды уже давно не участвовали в формировании представлений о внешнем виде русского человека, и мода взяла курс на совмещение требований практичности и западного стиля "sex-appeal". Так что, когда на волне "перестройки" стала складываться постсоветская православная субкультура, внешний вид мужчин и женщин продолжал формироваться, в основном, по западным образцам и, по сути, был одной из разновидностей американо-европейской моды. Эта мода (длинные юбки с разрезом, громоздкие ботинки) напоминает более или менее различные моды субкультурных групп и не имеет никакой связи с традиционной русской одеждой.

Как известно, для русского народа была характерна скромная и даже сверхзакрытая, по современным меркам, одежда. Эта ее скромность происходит не столько от желания или намерения скрыть некие недостатки, сколько от самой функции одежды в традиционной русской системе ценностей. Одежда русского человека была глубоко символичной и носила оттенок сакральности. Так, например, пояс отделял верх от низа, узоры на рукавах рубахи и оторочки сарафана имели космологическое значение. Большую роль играла сама форма и крой рубах и другой верхней одежды (бекеш, душегреек, полукафтанов, кафтанов). Открытость была в такой "семиотичной" одежде невозможной, ибо то, что называется неприятным английским словом "секс", в традиционной культуре табуировано и спрятано. Кстати, открытая "сексапильность" в традиционной европейской культуре действительно выражала идею некоторой сексуальной доступности, как, например, распущенные волосы или отсутствие нижней рубахи у публичных женщин средневековья.

В XVIII веке началась массовая кампания по внедрению в быт европейской одежды (немецких сорочек с отложными воротниками, нижнего белья, галстухов, панталонов и чулок и т.д.), которая, в отличие от русской, уже десакрализовалась и перестала быть идентифицирующей духовный и национальный облик. Более того, в ней уже появились выражения "сексапильности", декольте, обтягивающие чулки-лосины для мужчин. Современная городская одежда есть итог развития этой тенденции, в которой "европейничанье" сочетается с десакрализованным выражением сексапильности. Именно поэтому в рамках общекультурной ориентации на западные нормы внешнего вида и отношения к миру совершенно невозможно ставить вопрос о введении каких бы то ни было норм и обязательств, без отмены базовых парадигматических принципов культурной ориентации. Фактически то, что предлагает протоиерей Всеволод Чаплин, есть навязывание той самой "православной моды" под видом "приличной одежды". И в таком виде это предложение бессмысленно и нереалистично.

Однако его высказывание находится в контексте других выступлений последнего времени, в которых уже звучит тема "возвращения" к Древней Руси. Так, например, тот же протоиерей Чаплин сказал об ориентации на Древнюю Русь как альтернативе ориентации западнической. И здесь уже придется признать, что такая альтернатива действительно существует, возникает лишь вопрос о ее востребованности. Иначе говоря, насколько современное российское общество осознает, что в итоге культурной и политической эволюции последних трех веков оно потеряло больше, чем приобрело, насколько оно желает куда-то "возвращаться"?

Сам облик современного человека перестал быть семиотичным. Человек своим внешним видом уже не желает выражать ничего особенного (в том числе "сакрального"), и его одежда перестала быть средством религиозной и культурной самоидентификации, превратившись в чисто эстетический атрибут. Иначе говоря, символическая онтология одежды полностью перешла на уровень эстетики, выродилась в "красоту" и "модность". По этой причине среднестатистическая жительница России, надевающая в общественные места наряд, который ее бабушка или прабабушка сочли бы вызывающим или неприличным, не выражает никакой определенной идеи, а лишь следует некой социальной тенденции (моде). Эта социальная тенденция выражается не только в одежде, но и в поведении в целом, а также в различных способах социальной коммуникации (языке, жестах, позах). В целом ее можно было бы описать как сопротивление обезличивающему влиянию массового общества посредством подчеркнутой эротизации. Массовое общество стремится задавить, уничтожить индивидуум, делая из него функцию, в то время как эротизм вообще и половая экспрессия в частности являются средствами подчеркивания активного, агрессивного начала, выраженного, впрочем, не через индивидуальность, а через род. Половая экспрессия есть экспрессия рода, его воля к продолжению себя. И бороться с такой экспрессией при сохранении общей ориентации модерна и его "массовой культуры" бессмысленно. Куда продуктивнее находить внутри традиции способы канализации, "сокрытия" этой экспрессии за счет каких-то сублимирующих механизмов. Иначе говоря, вместо призывов запретить мини-юбки и прозрачную одежду было бы желательно возрождать какие-то формы общего социального действия, солидаризирующие людей и в рамках такой солидарности создающие больше возможностей для межполового общения и горизонтальных связей между людьми, уменьшая "атомарность", снижая необходимость подчеркивать волю рода к прокреации.

Возвращение к старорусским нормам давно манило русскую мысль, например, славянофилов, которые осознавали глубокое внутреннее противоречие между базовыми ценностями русского человека и теми формами, которые были усвоены обществом в результате европеизации и индустриализации. В новой ситуации кризиса идентичности, кризиса языка культуры и кризиса самовыражения задача должна стоять гораздо шире, нежели навязывание "скромного вида". Задача, которой бы следовало озаботиться думающим людям, может быть сформулирована как возвращение в жизнь народа и его культуру смысла, выраженного в символе, ибо он оказался утраченным. Сам по себе "смысл", выраженный в  интеллектуальных и социальных категориях, никогда не сможет быть осознан обществом, а его удел – оставаться предметом обсуждения для интеллектуалов. Обществу, народу необходимо символическое выражение, новый символический язык, который бы выразил этот смысл с использованием базовых, "ядерных" представлений русского человека. Только в рамках такой задачи можно осознавать проблему внешнего вида.

Возвращение должно происходить не к "православной моде", сложившейся в раздерганном и фрагментарном постсоветском обществе, а к культуре смысла, сопряженной с особым символическим языком. Если будет со всей ответственностью поставлен вопрос о том, каков смысл развития и движения русского общества, чего хочет достичь русский народ, какова его историческая задача, и ответ на этот вопрос выразится в конкретных формах языка, внешнего вида, способов коммуникации и поведения, вопрос о нескромном и скромном отпадет сам собой.

Как недавно справедливо отметил политический экономист В. Найшуль, русский народ способен существовать только в режиме решения глобальной нравственной культурной задачи спасения, возрождения и очищения себя (он назвал это "Третий Рим"). Все другие задачи, в частности, модернизация, интеграция и глобализация, экономическое благосостояние, полноценными задачами для народа быть не могут. Это технические решения, предлагаемые в рамках той же умирающий парадигмы, которая привела общество за последние триста лет к его нынешнему печальному состоянию. Без возвращения к "великой задаче" невозможно пытаться решить те малые задачи, которые возникают в точках конфликта указанной парадигмы и базовых ценностей народа, к которым принадлежит подзабытое ныне понятие "целомудрие".

Действительная проблема - не в осуждении плохого внешнего вида приезжими, а в том, что этот внешний вид противоречит самим внутренним, пока еще не осознанным, убеждениям русского человека. Русский человек должен вернуться прежде всего к самому себе.

Алексей Муравьев

 
Новости
06.10.21 [16:00]
В Москве обсудят сетевые войны Запада
10.09.21 [18:00]
Московские евразийцы обсудят современный феминизм
25.08.21 [18:15]
ЕСМ-Москва обсудит экономику будущей империи
03.08.21 [14:09]
Состоялись I Фоминские чтения
21.07.21 [9:00]
Кавказ без русских: удар с Юга. Новая книга В.Коровина
16.06.21 [9:00]
ЕСМ-Москва приглашает к обсуждению идей Карла Шмитта
В Москве прошёл съезд ЕСМ 29.05.21 [17:30]
В Москве прошёл съезд ЕСМ
25.05.21 [22:16]
В парке Коломенское прошло собрание из цикла, посв...
05.05.21 [15:40]
ЕСМ-Москва организует дискуссию о синтезе идей Юнгера и Грамши
01.05.21 [1:05]
Начат конкурс статей для альманаха «Гегемония и Контргегемония»
Новости сети
Администратор 23.06.19 [14:53]
Шесть кругов к совершенству
Администратор 23.02.19 [11:10]
Онтология 40K
Администратор 04.01.17 [10:51]
Александр Ходаковский: диалог с евроукраинцем
Администратор 03.08.16 [10:48]
Дикие животные в домашних условиях
Администратор 20.07.16 [12:04]
Интернет и мозговые центры
Администратор 20.07.16 [11:50]
Дезинтеграция и дезинформация
Администратор 20.07.16 [11:40]
Конфликт и стратегия лидерства
Администратор 20.07.16 [11:32]
Анатомия Европейского выбора
Администратор 20.07.16 [11:12]
Мозговые центры и Национальная Идея. Мнение эксперта
Администратор 20.07.16 [11:04]
Policy Analysis в Казахстане

Сетевая ставка Евразийского Союза Молодёжи: Россия-3, г. Москва, 125375, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605
Телефон: +7(495) 926-68-11
e-mail:

design:    «Aqualung»
creation:  «aae.GFNS.net»