Предлагаю вниманию читателей несколько слов по поводу неординарной песенки бояна отечественного андерграунда Растеряева Гаррика под названием "Русская дорога".
Выше (и ниже) обозначенный ролик был выложен в сеть 17 октября прошлого года, сиречь аккурат 3 месяца назад. За это время он успел набрать почти 650 тысяч просмотров. Замечу, что я познакомился с песней отнюдь не на YouTube а Вконтакте, где нет возможности контролировать количество просмотров из-за свободы добавления видео. Однако штатный поисковик дает цифру в 2220 видеороликов по запросу "Растеряев Русская дорога" (+574 аудиозаписи, что обусловлено отсутствием оной в должном качестве ибо первый студийный альбом обещают только в начале февраля). НБ Вконтактной группе бояна -- 12129 участников.
Не правда ли, впечатляет? И не вирусная реклама, и автор малоизвестен... А популярность в отечественных интернетах растёт как на дрожжах. В чём причина? Попробуем пословоблудить на эту тему, подкрепив слова цифирями и мифическими аргументами.
Сначала предлагаю оценить слова песни:
По плачущей земле не чуя сапогов Наш обескровленный отряд уходит от врагов Питаясь на ходу щавелевым листом Ночуя в буераке под калиновым кустом
Нам отдохнуть нельзя – бегом, бегом, бегом А наши, якобы, друзья засели за бугром И смотрят как нас бьют, не отрывая глаз И только длинные дороги полностью за нас
Вытри слезы, отдохни немного, я русская дорога Отходи, а я тебя прикрою, грязью да водою
Но по уши в грязи, в воде до самых глаз Через какой-то срок враги опять нагнали нас И бьют ещё сильней, вот-вот и порешат Но лютые морозы к нам на выручку спешат
Погоди утри горючи слезы, мы русские морозы Заморозим, заметём тоскою, поманив Москвою
Природа на войне, нам как родная мать Но есть время хорониться, а есть время наступать И вскоре объявились мы во вражьих городках И стали всё крушить вокруг, разбили в пух и прах
Порвали на куски, измолотили в хлам И, добивая, объясняли стонущим врагам: Запомните загадочный тактический приём - Когда мы отступаем – это мы вперед идем!
Вместе с холодами и лесами, впереди Сусанин Просто нам завещана от Бога Русская Дорога Русская Дорога, Русская Дорога, Русская Дорога…
Текст воспринимается русскоязычной аудиторией как: простой, мужественный, сильный, холодный, громкий, могучий, большой, яркий. Не плохо? Не обращая пока-что внимания на смысл песни становится ясно, что сама форма смысла (звуки слов) обладают сильным эмоциональным воздействием. При этом хочу отметить на то, что звуки именно ЯРКИЕ, ХОЛОДНЫЕ и МУЖЕСТВЕННЫЕ. А цвета -- ЖЁЛТЫЙ, ПУРПУРНЫЙ и КОРИЧНЕВЫЙ. Кроме того, не дотягивая до порогового уровня, к нему вплотную приближаются оценки типа величественный, грубый и храбрый.
Изначально видно, что форма песни -- геройская, солнечная. Мороз и солнце, лёд и пламень?..
Давайте теперь перейдём к смыслам. О чём же эта песня? О солдатах, о сказочной России и Боге. Что-то навроде "Боже мой! -- воскликнула королева. -- Я беременна и не знаю от кого..." Шутка. Но смысловой пласт песни очень глубоко уходит в наши сны, русские грёзы.
Мы видим отступающих перед врагом русских солдат. Воинов, которые уходят вглубь России-матушки. И мать-сыра-земля проявляет заботу о своих страдающих сынах, задерживая недругов и давая возможность накопить силы для победы. Это, так сказать, краткое изложение...
Какие образы можно встретить в песне? Плачущая земля, обескровленный отряд, буерак, щавель и калина, бег, длинные дороги, грязи и вода, морозы, тоска, Москва (для тех, кто не в курсе: Москва -- не только город, река и прочая география; это суть русского мышления и мифического тела), природа, родная мать, хорониться, крушить, куски, хлам, Бог.
Вам не кажется что-то странным? Меня сразу задело то, что оконечно героическая песня говорит об отступлении. Есть воины, есть враги. Есть диарезис -- исток и суть героического мифа солнца. Но он, рождая исток истории, размывается в материнском тепле природы, что вообще не позволительно для воина. Для воина мать смерти подобна. У воина есть он только он, остальное же смерть. Но русские воины, оказывается, несут только зачатки ГЕРОЯ: их хватает на отделение себя от врага и на битву. После этого воин уходит в Родное лоно, сырое и вязкое и далёкое, которое, однако же, не поглощает его, не размывает его, но воспитывает. Помогает ему. Мать становится Невестой. Помощницей. Защитницей-оздоровительницей, которая даёт передышку и ослабляет врагов.
Погрузившись в природу и заручившись её подмогой русские воины становятся снова Героями, осознают себя, осознают Бога и своё место в мире. В итоге враг повержен и герои воссоединяются с Богом, ибо врага больше нет.
Теперь я позволю себе сказать достаточно смелое заявление: песня Гаррика Растеряева так популярна в интернетном русском народе из-за того, что она есть образ русского воина: не славянина-арийца -- солнечного-героя, так далёкого и невозможного, но именно сумеречного героя, способного отделить и, впитав Солнце и Луну не размывшись в них (не улетев вверх и не низвергнувшись вниз) победить отделённое.
Русский воин черпает силы из природы-Матери, которая преображается в природу-Невесту. Русский воин не отделим от земли и природы. Он грезит, но он может воевать в своих грёзах. Равновесная точка между Светом и Тьмой. Копуляция. И не логика, и не мистика. Драматический диурн? Может быть...
Песня -- материал для изучения. Интерес публики может дать аргумент истины: поняв песню можно понять людей, которые её полюбили.
Русские -- и не солнечные солдаты, и не печелёжные сновидцы. Русское сложнее. Русское -- это подпитка из обоих полюсов, из леса и степи, из реки и неба. Русское героическое -- копуляция солнца и луны.
П.С. Поголовно видят в песне события ВОВ, на что указывает обилие ремейков с фронтовым видеорядом. У нас описанное выше было и с татарами, и с германцами, с французами....