30 октября состоялся организованный Молодежным консервативным клубом при ННГУ круглый стол, посвященный наследию великого русского мыслителя Константина Николаевича Леонтьева. Многие из присутствовавших почти ничего не знали о Леонтьеве, что и обусловило специфику первого доклада: кандидат философских наук, преподаватель Нижегородского государственного педагогического университета и Нижегородской духовной семинарии Даниил Семикопов обозначил важнейшие идеи, оставленные Леонтьевым и до сих пор актуальные. Как ни странно, но для многих участников круглого стола представление о том, что жизнь и разнообразие жизни невозможны без крови и страданий, было пока еще непривычным.
Доклад Даниила Семикопова ввел аудиторию в курс дела
Следующий докладчик – кандидат исторических наук, известный борец с абортами и ювенальной юстицией Сергей Чесноков – обратил внимание участников на ненависть Леонтьева к пиджаку как символу «среднего европейца». Пиджак убил не только национальные, но и половые различия. Совместное обучение мальчиков и девочек, стандартизация быта полов стали одной из причин бездетности, вымирания населения, страшного демографического кризиса. Докладчика поддержал известный традиционалист Олег Фомин, напомнивший о Каирских соглашениях 1996 года, согласно которым Россия и многие страны «третьего мира» обязались перед Западом сократить своё население в разы. Среди собравшихся не всем было понятно, что приобретение женщинами политических «прав» стало катастрофой для общества. Пришлось разъяснять и этот аспект в доступной форме.
Олег Фомин, Сергей Чесноков, Даниил Семикопов
Третьим докладчиком был заместитель председателя Молодежного консервативного клуба Максим Медоваров, рассказавший о различном употреблении термина «социализм» в трудах Леонтьева. Красочные, яркие зарисовки Леонтьева, предвидевшего и синтез монархических и коммунистических начал в России XX века, и объединение Европы против России, и необходимость повернуться лицом к Азии, вызвали оживленную реакцию зала. Чего стоят, например, такие высказывания: «Сидит в своем кабинете коммунистический тайный советник (как он будет называться тогда – это безразлично) и слушает доклад о соблюдении народом постных дней». Или: «Это жутко будет многим, и Великому инквизитору позволительно будет, вставши из гроба, показывать свой язык Достоевскому…».
Выступает Максим Медоваров
Однако, тема диалектического перехода нигилистической революции в свою противоположность – «новый феодализм» – очень сложна, на что указал присутствовавший в зале специалист по социальной философии Леонтьева Евгений Масланов. Он призвал аккуратнее обращаться с терминами, поскольку западный левацкий либертарный социализм и русский континентальный монархический «социализм» имеют совершенно различную логику развития. На что председатель МКК ННГУ Василий Маткивский справедливо заметил, что концепция «двух социализмов» основательно разработана выдающимся современным мыслителем Владимиром Карпцом.
В процессе обсуждения было еще много интересного. Например, дискуссия о необходимости иерархии, неожиданно перешедшая в плоскость философии языка, и многое другое… Тем, кто желал прийти на круглый стол, но по каким-либо причинам не смог (а таких, к сожалению, было немало), можно только посочувствовать. Ведь поистине удивительно, что в начале XXI века наследие Леонтьева до сих пор вызывает отнюдь не академические споры.