Сейчас преддверие ставшего уже традиционным молодёжного политического слёта на озере Селигер. Что же такое Селигер?
Во-первых, официально это место идеологической и физической подготовки молодых сторонников современного российского политического режима.
Во-вторых, как отмечают руководители и главные идеологи прокремлёвского движения «Наши», Селигер – это попытка создать модель будущего Российской Федерации. В 2007 году мне посчастливилось побывать там.
Действительно, Селигер-2007 был своего рода небольшим государством в государстве. Здесь была в ходу своя валюта, своя «милиция» - Добровольческие Народные Дружины (ДНД), были свои управленческие органы, ряд городов и автономных республик России были представлены небольшими палаточными лагерями, над каждым из которых развевался свой флаг (Георгий-Победоносец над московским лагерем, пряник над Тулой и т.д.). Несколько раз в день передавали новости. Даже были проведены свои собственные выборы (так как Василий Якименко после 2008 года должен будет сложить свои полномочия и передать их «преемнику») с предвыборной агитацией, партиями и протестными акциями и беспорядками (своего рода Марш Несогласных на Селигере) – последние, конечно, разогнали отряды ДНД. Надо отдать должное организаторам лагеря, что хотя Селигер-2007 и не был точной копией России, но однозначно выявил некоторые важные тенденции, которые происходят на нашей Родине. Молодёжное движение «Наши» официально является движением антифашистским. Однако предыдущие слёты на Селигере и Селигер-2007 показали, что антифашизм молодых путинцев – совсем не тот обычный в наши дни антифашизм анархистов и либералов. Это не отрицание национального, не пропаганда примиренчества, не призыв быть толерантными – напротив это идея борьбы за историю, против оголтелого либерального ревизионизма, который называет советских солдат-освободителей оккупантами и приравнивает Сталина к Гитлеру…
Нередко верующих и сочувствующих Православной церкви ребят организованными группами выводили за пределы лагеря в находившийся недалеко мужской монастырь «Нилова пустынь». Пару раз и мне посчастливилось побывать в этом святом месте. В первый раз получилось так, что нашей группе по «Ниловой пустыни» устраивал экскурсию местный батюшка. Он предложил молодёжи задавать ему любые вопросы. Один парень спросил: «можно ли православному человеку носить кельтский крест?» Батюшка кивнул: «кельтский - новгородский крест православным носить не запрещено».
Другой молодой человек поинтересовался, радостно потирая руки, «какая, с вашей точки зрения, лучшая форма правления?» И батюшка ответил, что предпочтительнее православному человеку монархия. Вся группа молодёжи радостно зааплодировала. Дальше посыпались более откровенные вопросы: как батюшка относится к тому, что русских притесняют на их же земле? Должны ли православные защищать своё право быть русскими?
И так далее.
После этого мне в очередной раз стало понятно, что путинское поколение – это поколение, которое ещё заговорит о национальной идее. Уже не на маргинальных митингах, а с трибун и кафедр. Позже мне стало известно, что весь лагерь охранялся нанятыми руководителями «Наших» болельщиками Спартака. Недаром, нередко на Селигере я встречал ребят, на чёрных футболках которых была выведена лаконичная, но красноречивая фраза: «Я – Русский». Это были спартаковцы.
Не отставали и представители национальных окраин России. В этом были и плюсы, и минусы. С одной стороны здесь были представлены многие народы, гордые тем, что связали свои судьбы с Россией. Осетины, чеченцы, татары… Бывало и другое.
Например, проходя мимо лагеря молодых кадыровцев, я чётко расслышал разносившиеся по окрестностям звуки известной песни Тимура Муцураева «Иерусалим». Зазвучали знакомые слова:
О Аллах, Мир окутан страшной мглой! И война вновь сменяется войной! Cтрашный век, век неверия и зла! О Аллах, лишь в Джихаде жизнь ясна!
Напомню, что Тимур Муцураев – популярный в Чечне певец, который когда-то сражался с «русскими собаками» в рядах моджахедов и никогда не отказался от своих убеждений. И вот его песня звучала внутри антифашистского лагеря под дружный смех молодых чеченцев.
Зато как-то я оказался в компании людей, приехавших на Селигер из Воронежа (или какого-то другого русского города - точно не помню). Мы разговорились. Говорили на самые разные темы. Делились впечатлениями. А затем один из молодых людей взял гитару и спросил: «ну что, давайте сыграю вам нашу песню?» Он запел, и я удивлённо узнал в его песне небезызвестное произведение «Банды Москвы» - «Живи Россия!» с суровыми словами, близкими, наверно, всем нам – людям путинской эпохи:
Над нашей страной сгущаются тучи, К победе нам заслоняя путь. Хоть каждый новый день старого круче, Но с пути борьбы мы не должны свернуть.