«Масленица, ты у нас одна», - поется в обрядовой масленичной песне. Масленица является главным народным праздником. В архаической религиозной традиции каждый праздник занимал свое особое место. К примеру, были праздники, связанные с годовыми сезонными циклами, или праздники, освящавшие события жизненного цикла человека. В любом случае, праздник знаменовал собой разрыв в повседневном течении времени и обращение к сфере сакрального, к так называемому священному времени. Как писал Мирча Элиаде, «религиозный человек живет в двух планах времени, наиболее значимое из которых – Священное – парадоксальным образом предстает как круговое, обратимое и восстанавливаемое, некое мифическое Вечное Настоящее, которое периодически восстанавливается посредством обрядов». Но среди всех праздников, сопровождавших жизнь человека, можно выделить один главный праздник, его еще называют универсальным, сверх-праздником или «первопраздником». Главное, что отличает этот праздник от всех остальных, - это тем или иным образом воспроизводимая схема – «жизнь – смерть - возрождение». Сохранившаяся до наших дней Масленица, является именно таким, некогда главным праздником, который знаменует собой умирание старого мира и рождение нового, что соответствует в сезонном цикле приходу весны. Некогда праздник этот отмечали в день весеннего равноденствия, но с принятием Христианства на Руси, он был вписан в официальный церковный цикл и стал подвижным. Таким образом, народная и церковная традиции были совмещены, масленичная неделя предшествует Великому Посту, после которого наступает главный христианский праздник – Пасха.
Сплетение двух традиций не только сохранило, но и представило схему умирания и рождения мира в более развернутом виде. Масленичные обряды, массовые гуляния и веселье символизируют собой убивание мира, погружение его в первозданный хаос. Стоит отметить, что существует традиция сжигания не только чучела Масленицы, но и колеса, как символа мира, его вращения, символа «вечного возвращения». Великий Пост – время воздержания и душевной скорби соответствует тому самому времени печали, которое необходимо пережить после смерти. Праздник Воскресения – это великая радость, знаменующая новое рождение.
Конечно, современный человек далек от столь глубокого восприятия праздника. В десакрализованном мире праздник совершенно утрачивает свое значение, становится лишним поводом для того, чтобы отдохнуть. От праздника остается лишь его внешняя оболочка, люди воспроизводят определенные обрядовые действия, зачастую не понимая их смысла. Сегодня, для того, чтобы поучаствовать в настоящем праздничном действии (а праздник требует именно участия, иначе это теряет всякий смысл), можно поехать, к примеру, в небольшой город на Волге – Мышкин, где живут люди, которые не только знают и хранят древние традиции, но и передают их своим детям. Преемственность – это то, без чего традиция существовать не может. Побывав там, можно ощутить настоящую жизнь, которая имеет смысл только в своей связи с сакральным.