Портал сетевой войны ::  ::
ССЫЛКИ
Новороссия

Релевантные комьюнити ЕСМ:
rossia3
ru_neokons
ЕСМ - ВКонтакте
Дугин - ВКонтакте

Регионы ЕСМ

Дружественные сайты

Прочее

Карта сайта

>> >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
мордва
14.11.2007 [22:00]
О мордовском народе

Мордва́ — угро-финская народность, обитающая в бассейнах рек Мокши и Суры, а также в междуречье Волги и Белой. Мордва делится на две группы: западную группу, живущую в районе Мокши, которую и называют мокша, и восточную в долине реки Суры — эрзя. Особыми этническими группами мордвы считаются терюхане и каратаи. Языки — эрзянский и мокшанский волжской подгруппы финно-угорской группы уральско-юкагирской семьи.По переписи 1989 г., численность мордвы в СССР составляла 1154 тыс.чел., из них в РФ — 1072,9 тыс.чел., в том числе в Мордовской АССР проживало 313,4 тыс.чел., что составляло 32,5% населения республики.

История мордовского этноса и его взаимоотношения с этносом русским - чрезвычайно интересная тема для исследования. Веками эти два народа жили бок о бок, имея схожую географическую зону проживания, почти одинаковый материальный быт, много общих черт в культуре. Но исторические судьбы их сложились совершенно по-разному. Если русские бурно расселились, осваивая новые территории и географические зоны, то мордовский этнос примерно так и остался в зоне своего этнического зарождения. Если русские быстро осваивали и впитывали достижения других культур, как востока, так и запада, то образ жизни мордовского этноса за века практически не менялся, сохранив множество древнейших черт, например сильное влияние языческих верований в духовной культуре. Почему у столь схожих и соседствующих этносов оказались столь разные исторические судьбы – попробуем выяснить.

Первые упоминания о мордве относятся к VI в.н.э. Историк Иордан в своей «Истории готов» среди народов, подвластных готской державе в восточной Европе, упоминает народ Морденс.  Примерные описания мест его проживания совпадают с зоной расселения мордовского этноса. Таким образом, угро-финский этнос мордва выходит на историческую арену примерно тогда же, когда и славяне.

Но исторические судьбы этих этнических групп сложились совершенно по-разному. Славяне, расселяясь, занимали преимущественно лесостепную зону, финно-угры осваивали более северныую лесную зону. Взаимоотношения славян и мордвы складывались по-разному – суздальские и муромские  князья  порой воевали с мордвой. Но крупных столкновений не было, большую часть своей истории славяне и мордва существовали вполне мирно, напротив, весьма частыми были этнические контакты, смешение, а также взаимное влияние культур, друг на друга.

Так, например, самый восточный из славянских народов – русские, сложились именно как продукт смешения славянского этнического субстрата (племён радимичей и вятичей, заселивших верховья рек Оки и Волги) и угро-финских племён (Меря, Мурома, Мещёра и др.) Естественно, веками смешивались русские и с мордвой. Названия многих русских городов имеют определённо угро-финское происхождение – Рязань, Муром, Москва, Пенза и др.

Таким образом, идея этнического разделения русских и мордвы, как представителей двух абсолютно разных расовых групп -  абсурдна, великороссы,  как народ,  как раз и возникли зоне этнического смешения двух рас: славян и финно-угров.

Чем же различались эти два народа -  русские и мордва, если по зоне географического расселения, материальному быту и даже по этническому составу они оказались довольно схожи? Вывод – исторической судьбой.

Славяне, а затем русские, преимущественно осваивали долины больших рек. По рекам шли основные торговые пути, здесь росли города. В городах же естественно кипела политическая жизнь, проповедовались мировые религии. В города же стремились привлечённые их богатствами захватчики, бесконечны были войны и набеги.

Мордовский же народ испытал всё это в гораздо меньшей степени. Проходили века, а история восточнее русских земель, именно там где жила мордва, казалось, застыла. Если в русских княжествах политическая жизнь кипела, то в мордовских землях, казалось бы, ничего знаменательного не происходило. Почему?

Дело в том, что зона расселения мордвы оказалась в удалении от магистральных торговых путей. Реки – Сура и Мокша, мало пригодны для судоходства. Соответственно здесь не было крупных городов. Меньше в мордовскую землю стремились и захватчики – грабить  и эксплуатировать лесных жителей очень не удобно. Лес, как и горы, защищает своих обитателей лучше крепостных стен, и при приближении врага можно просто убежать в чащу. Да и грабить бедных лесовиков - занятие мало прибыльное. Именно по этому мордовский народ так мало в течение веков подвергался иноземному влиянию и сохранил множество древнейших черт в своей культуре. Мордва в течение веков сохраняла сложные мифологические представления, связанные с языческими верованиями и христианизации подверглась довольно поздно. Власть Золотой Орды, а затем Московского государства существенно не изменила образа жизни народа. Последовательная христианизация началась только в XVII веке. Вместе с русскими (хотя и в меньшей степени), мордва приняла участие в колонизации новых земель, в XVIII веке  расселившись на восток и освоив земли за Волгой.

Таким образом, русские и мордва проживали, бок о бок от времён своего зарождения. Эти два этноса прочно сплелись своей историей, происхождением и культурной традицией.

Но возможен ли, несмотря на все это, в Российском государстве феномен мордовского сепаратизма?

Да, возможен. Дело в том, что источником националистических настроений служит буржуазия любой нации, источником же интегрирующих имперских настроений выступает, зачастую бюрократия. Ведь само понятие нации появилось с эпохой буржуазных революций. Цель любой буржуазии - это независимое государство-нация, что в корне противоречит имперской идее, интегрирующей разные этносы в единый государственный организм.

После распада СССР мы стали свидетелями образования наций из народов и этносов, и соответственно, каждая из национальных буржуазий вступила в борьбу за образование своего государства. Естественно процесс этот начался и у мордвы, как наиболее крупного из угро-финских этносов России.

В настоящее время под видом различных национально-культурных обществ, организаций по исследованию языка и фольклора ведётся неспешная работа по формированию у интеллигенции мордовского народа националистического мировоззрения. Зачастую эта работа финансируется западными фондами и неправительственными организациями. Главная задача этого процесса – вбить клин между русскими и мордовским народом. Допустим, одним из звеньев нового идеологического мифа националистов выступает идея о том, что мордва не имеет с русскими ничего общего, эти народы представители абсолютно разных этнических групп, рас и культур. Соответственно по отношению к финно-уграм русские всегда выступали как колонизаторы.

Чем опасен этот миф?

Атлантистский враг знает слабые места, куда наносить удар – почему феномен мордовского национализма опаснее, чем национализм и сепаратизм любого другого малого народа? Да потому, что геополитическая зона расселения мордовского этноса находится непосредственно в центре государствообразующего ядра России – как раз между центрально-русскими областями, Поволжьем и Уралом. Одно дело это сепаратизм окраин, потенциальный же очаг нестабильности в самом центре имперского ядра способен децентрализовать всю государственную систему. И даже если этот очаг только потенциален, это не значит что эту проблему нужно игнорировать. Задача центральной власти должна заключаться в том, чтобы умело противопоставлять националистическим буржуазиям разных этносов национальные бюрократии, ориентированные на центральную власть. И хотя Российская власть примерно так и делает, данная практика из случайных и спорадических мер должна стать продуманной системой. Необходимо чутко отслеживать любые проявления национализма любого этноса и ставить заслон для его проникновения в государственные органы, Систему образования, СМИ.

Мордовский народ относится к древнейшим этносам Восточной Европы – крестьянский, традиционный, мордва на протяжении веков служила одним из оплотов имперской миссии России. Исторические корни русских и мордвы настолько сильно сплетены, что разорвать их практически невозможно. Процветание обеих культур возможно только в рамках единого и могущественного государства.

 

Максим Журкин

Новости
06.10.21 [16:00]
В Москве обсудят сетевые войны Запада
10.09.21 [18:00]
Московские евразийцы обсудят современный феминизм
25.08.21 [18:15]
ЕСМ-Москва обсудит экономику будущей империи
03.08.21 [14:09]
Состоялись I Фоминские чтения
21.07.21 [9:00]
Кавказ без русских: удар с Юга. Новая книга В.Коровина
16.06.21 [9:00]
ЕСМ-Москва приглашает к обсуждению идей Карла Шмитта
В Москве прошёл съезд ЕСМ 29.05.21 [17:30]
В Москве прошёл съезд ЕСМ
25.05.21 [22:16]
В парке Коломенское прошло собрание из цикла, посв...
05.05.21 [15:40]
ЕСМ-Москва организует дискуссию о синтезе идей Юнгера и Грамши
01.05.21 [1:05]
Начат конкурс статей для альманаха «Гегемония и Контргегемония»
Новости сети
Администратор 23.06.19 [14:53]
Шесть кругов к совершенству
Администратор 23.02.19 [11:10]
Онтология 40K
Администратор 04.01.17 [10:51]
Александр Ходаковский: диалог с евроукраинцем
Администратор 03.08.16 [10:48]
Дикие животные в домашних условиях
Администратор 20.07.16 [12:04]
Интернет и мозговые центры
Администратор 20.07.16 [11:50]
Дезинтеграция и дезинформация
Администратор 20.07.16 [11:40]
Конфликт и стратегия лидерства
Администратор 20.07.16 [11:32]
Анатомия Европейского выбора
Администратор 20.07.16 [11:12]
Мозговые центры и Национальная Идея. Мнение эксперта
Администратор 20.07.16 [11:04]
Policy Analysis в Казахстане

Сетевая ставка Евразийского Союза Молодёжи: Россия-3, г. Москва, 125375, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605
Телефон: +7(495) 926-68-11
e-mail:

design:    «Aqualung»
creation:  «aae.GFNS.net»