ЕВРАЗИЙСКИЙ
СОЮЗ
МОЛОДЁЖИ
Вход Поиск
О проекте Карта сайта
Регистрация Участники
ДОКУМЕНТЫ
ССЫЛКИ
Новороссия

Релевантные комьюнити ЕСМ:
rossia3
ru_neokons
ЕСМ - ВКонтакте
Дугин - ВКонтакте

Регионы ЕСМ

Дружественные сайты

Прочее

КАЛЕНДАРЬ
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
РОССИЯ
Юлия Дворецкая
5 февраля 2011
Возможно ли духовно-нравственное развитие в современной школе?
Для того чтобы решить любую задачу, необходимо определиться с ее условиями и переменными

Я - русский! Какой восторг!

Суворов А. В.

Кто в минуту общей беды может думать о чем-либо ином, как о спасении отечества,— тот не достоин жить в свободном государстве.

Клингер Ф. М.

Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Личность -- это человек, развившийся в лоне истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма -- это и человек вне истории, вне духовного бытия, т. е. человек, лишенный человеческих свойств. Значит, без патриотизма можно воспитать лишь получеловека, недочеловека.

проф.Троицкий В. Ю.

Возможно ли духовно-нравственное развитие в современной школе? А в частности, воспитание и развитие патриотического отношения подростка к стране, в которой он родился и растет? И насколько полезны усилия педагогов, направленные на прививку любви к Родине?

Это даже не вопросы, а действительно сложная задача, которая стоит сейчас перед всеми гражданами нашей страны еще не утратившими чувства гордости за былую Россию. Эти люди не гонят от себя неприятные и даже болезненные ощущения от того, что происходит с Родиной сейчас. И многие из них пытаются найти пути и решения проблем, чтобы выйти самим и вывести остальных граждан России из нынешнего болезненного состояния. И, в связи с последними изменениями закона об образовании Российской Федерации, именно такая, уже практически неразрешимая, задача стоит сейчас перед каждым не только классным руководителем, но и любым учителем-предметником.

Для того чтобы решить любую задачу, необходимо определиться с ее условиями и переменными. Для начала, перечислим переменные: подросток, родители и другие члены семьи, прочее социальное окружение, школа в общем, а, в частности, - классный руководитель, одноклассники, учителя, практически по всем дисциплинам, учебные программы (конечно, в большей мере, речь идет о гуманитарных предметах, но нельзя забывать и об остальных, например, незаслуженно забытые во многих школах уроки трудового воспитания, ценность которых для воспитания патриотизма даже расшифровывать не нужно), государственная политика в отношении не только образования, но также и прочих институтов. Кроме того, нельзя забывать о столь авторитетных для неокрепшего детского восприятия средствах массовой информации (печатные издания, телевидение, радио, Интернет). Что ж, переменных масса.. Но, лишь их сумма и взаимная положительная корреляция  может полностью обеспечить воспитание гражданина и патриота нашей, а, впрочем, и любой другой страны..

Чтобы хотя бы относительно предположить последствия переплетения в подростковом восприятии описанных переменных необходимо описать условия нашей задачи:
1. Мы имеем Отечество, к счастью или к сожалению, все еще не преодолевшее переходный период. Да, налицо некое внешнее (возможно, вернее звучит "поверхностное") развитие, так как, по большей части, наше развитие заметно именно во внешней политике и направлено также скорее вовне или же так, чтобы его, развитие (или обратное от развития движение), оценили "вне" государства. Вряд ли имеет смысл описывать полную картину "государственного развития", предстающую перед глазами наших детей. Эту картину можно во всех красках увидеть пролистав журналы для подростков, посмотрев телевизионные каналы, рассчитанные на молодежную аудиторию, а также и фильмы, новости, шоу, рекламу на всем диапазоне телевещания. Услышать же то, что формирует нашу молодежь как представителей общества и граждан страны в частности, можно послушав молодежные радио, включая не столько смысловой ряд, сколько песни, которые звучат в перерывах между рекламой и "новостными" сообщениями. Невозможно дать качественную оценку роли мировой паутины в формировании представлений подростка о своей стране и обществе в целом..

Образование, здравоохранение, армия, производство... Эти слова часто упоминаются в телевизионных и радио-новостных сообщениях чаще всего в связи с положительными отзывами о деятельности властей.. Если же попытаться разобраться самому или хотя бы поинтересоваться мнением "очевидцев", людей, имеющих непосредственное отношение к упомянутым государственным институтам, предстает совершенно иная картина, часто вызывающая даже противоположную положительной оценку происходящего.

Рассмотрим несколько вопросов, на которые очень сложно дать ответ, не по причине невозможности, а просто потому что стыдно..

Производство? Сколько заводов, фабрик и вообще любых промышленных предприятий было построено на территории нашей страны в послеперестроечный период (заводы по производству иностранный автомобилей и прочее аналогичное производство не в счет)? В какой еще стране вы слышали о таком количестве заброшенных и разобранных на металлолом ранее успешно функционировавших заводов? Наберется ли хоть с десяток вещей, находящихся в нынешнем товарообороте, которые "доживут" до собственного срока годности, не причинив при этом тяжкого ущерба здоровью потребителя?

Армия? Какова сравнительная численность армии в последние годы существования СССР и сейчас (не говоря уж о качественном соотношении)? А если сравнить с количеством и составом армий других менее территориально-"просторных" государств? С какими настроением и ожиданиями идут исполнять свой гражданский долг те ребята, которые не смогли откупиться (была ли такая возможность в доперестроечной России?) или, что встречается значительно реже, не захотели оплачивать "белый билет"? А в каком состоянии провожают их мамы и прочие родственники? Что происходит с руководящим составом армии Российской Федерации?

Здравоохранение? Бесплатное медицинское обслуживание? Сколько стоит любая операция, имеющая своей целью спасение жизни? Бесплатно? Тогда насколько вероятен ее благополучный для здоровья и жизни пациента исход? Какова цена, а, главное, качество основной массы навязываемых в телевизионной, печатной и радио-рекламе лекарств? Можем ли мы с полной уверенностью утверждать, что подготовка врачей и иных медицинских работников (как в прочем любых специалистов в любой сфере) ведется хотя бы на том же уровне, что и в Советстком Союзе?

Образование... Стоит ли продолжать?

Более того, именно в нашей стране, начиная с расформирования Советского Союза и отказа от коммунистической идеологии, был взят курс на общечеловеческие ценности, минуя само патриотическое воспитание. "Уже давно началось, как говорят, "идеологическое охлаждение общества", потеря каких-либо духовных ценностей. А с перестройкой началась и своего рода экуменизация нашего сознания: когда нам вместо национальных черт стали прививать общечеловеческие, которые никто в мире не проповедует. Только бездарные политики России могли создать и навязать этот лозунг: "Наш путь - к достижению общечеловеческих ценностей". Что это? У китайцев одни ценности, у американцев - другие, у испанцев - третьи, у арабов - четвертые." Это слова Н. C. Леонова, доктора исторических наук, генерал-лейтенанта в отставке, проработавшего разведчиком более 30 лет (http://www.abroad.ru/library/termin/9.php). И если ранее о Российской империи и Советском Союзе было принято говорить, как о "нашей стране", нынче, под влиянием английского языка, говорят "эта страна", и даже вошел в обиход термин "этастранец", предположительно введенный в обиход народным артистом России, поэтом и композитором Михаилом Ножкиным (http://www.politika-magazine.ru/%B969/_statia-02.html)

2. На воздействии СМИ мы кратко остановились в предыдущем пункте, теперь можно рассмотреть влияние содержания учебных программ на воспитание подрастающего поколения. Профессор В. Ю. Троицкий, член комиссии по школьному образованию Российской академии наук, выступая на заседании Общественного консультативного совета "Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества", говорил: "мы испытываем страшную интервенцию антикультуры. Те крохи литературы, которые сейчас преподают в школе, те литературные программы, которые сейчас навязывают по "стандартам", лишены самых основных патриотических произведений, ранее входивших в число обязательных. В последнем стандарте изъяты как раз произведения, которые с наибольшей яркостью помогают раскрыться национальной самобытности, утверждают любовь к Отечеству и т. д. Из стандарта по литературе выведены основные русские народные сказки, произведения древнерусской литературы, катастрофически сокращено количество басен Крылова, нет Кольцова, бесстыдно "ужаты" Ф. Тютчев, А. Фет, Н. Некрасов, С. Есенин и т. д." (http://www.russia-talk.com/rf/patriot.htm) А вот, слова режиссёра Игоря Масленникова, принимающего вступительные экзамены во ВГИКе, в Петербургском университете кино и телевидения: «Современная молодёжь просто поражает меня дикостью своей, уж я не говорю о том, что по-русски толком изъясняется лишь каждый пятый» («Учительская газета», № 7 от 20.02.07), пусть это не только проблема содержания и преподнесения образовательных программ.. Что еще можно добавить к этим словам? Необходима полная реорганизация школьных программ, иначе все усилия педагогов будут тщетными. Нельзя не заметить последние тенденции в направлении усиления патриотического воспитания в ущерб обязательным общеобразовательным предметам (http://www.izvestia.ru/education1/article3149770/), а именно, "вместо 18-21 предмета, как сегодня, останется не более десяти." Что бы это значило? Запоздалая забота о "слишком нагруженных" старшеклассниках или все же вредительство? Будем надеяться, что первое..

3. Помимо личности учителя (о значении которой для воспитания патриотов, мы поговорим, подводя итоги статьи), необходимо понимать, что основную ответственность за отсутствие любви к Родине несут все же родители.. Как, впрочем и за воспитание ребенка в общем смысле. Кроме того, любые качества формируются в личности еще с пеленок, когда о возможностях и результатах работы будущего классного руководителя и прочих учителей даже не помышляют. Итак, ребенок может впитывать в себя патриотизм, беря пример с родителей и прочих родственников, а может, наоборот, согласно собственной свободе выбора, посчитать таковую любовь излишней.. Как и в случае с родителями не-патриотами, ребенок в зависимости, от влияния прочих переменных может либо стать патриотом, либо не стать им. Предположим, что на выбор школьника повлияет отсутствие лицемерия в проявлении патриотических чувств. А впрочем, влияние родителей и прочих родственников на воспитание верности и любви к Отчизне - тема для отдельной статьи и даже, возможно, исследования.
Стоит только упомянуть, что в семьях, где почитаются более старшие родственники (бабушки-дедушки), и к их мнению прислушиваются при принятии решений по многим вопросам, гораздо чаще встречаются подростки, отличающиеся патриотическими настроениями. Кроме того, от чувства любви и уважения, в первую очередь, к матери до готовности и даже стремления отдать все свои силы служению Отечеству – это та дорога, идя по которой подросток сможет подняться к пику патриотического видения мира. "Мы говорим не просто родина, но мать – родина; и как много глубокого смысла в этом сочетании двух самых дорогих для человека слов!" (Алексий (Симанский), митрополит Ленинградский и Новгородский http://www.world-war.ru/article_735.html) На одном из классных часов, посвященному патриотическому воспитанию, был произведен анализ современных понятий "патриотизм", "патриот", в результате дискуссии, один из выпускников пришел к такому выводу: "Чтобы привить всем людям чувство патриотизма, нужно всех детей отбирать у родителей и воспитывать в одинаковых условиях, и тогда парни охотно пойдут служить в армию, и все люди будут здоровы телом и духом". Спорно? Не более, чем сокращение количества и качества общебразовательных предметов в старших классах.

   4. Одноклассники и прочее социальное окружение.. Вот где проявляется все многообразие и все оттенки взглядов на взаимоотношение личности и государства. У каждого из субъектов общения в школе, да и просто в дружеской обстановке, есть уже свои ценности, взгляды и установки. "Оба процесса – социализации индивида (вырабатывания навыков жизни в обществе, в котором он родился и действует) и формирования его идентичности (способности воспринимать себя в качестве члена определенных социальных групп, с которыми связаны некоторые оценки и представления, а также нормы взаимодействий) –тесно связаны между собой: без первого невозможно второе. Вместе с тем, идентичность человека не может изменяться быстро и безболезненно в зависимости от внешнего контекста и ситуации, так как на ее основе формируется 'Я-концепция' индивида, система его самоописаний и самовосприятия." (http://bd.fom.ru/report/cat/patriotizm/dd014533) Общепризнанно, что ровесники и старшие товарищи в рамках субкультурных образований имеют куда как большее влияние на формирование и развитие любых суждений и мнений конкретного подростка, чем его родственники, учителя и прочие "благоразумные" взрослые. И многие подростки, недостаточно развившие в себе волевые качества и навык отстаивания собственных суждений (в чем чаще всего нет вины самого подростка, это тоже беда, свойственная именно нашему времени), под давлением "общественности", наделенной по случаю большей "харизмой" и убедительностью, готовы не один раз менять собственное мнение, силу и качественный оттенок "любви к Родине". Следовательно, недостаточно воспитания одного подростка, или даже класса, учащихся одной школы. Необходима целостная и неимеющая внутренних и внешних противоречий программа воспитания гражданственности и патриотизма.

5. Личность подростка. Э. Штерн (Штерн Э. Серьезная игра в юношеском возрасте//Педология юности: Сб. статей. М.; Л. 1931.) определял подростковый возраст как один из этапов формирования личности. В своих работах он заключал, что подростковый возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, но и особый образ действий. Называя «серьезной игрой», Э. Штерн описывает «особый образ действий» как промежуточную форму поведения между детской игрой и серьезной и ответственной деятельностью взрослого. Рассматривая социальное поведение подростков, Э. Штерн обращался к изучению общественных организаций юношества, где выделил особую позицию подростка в социальных отношениях: подросток ушел от детской игры; он еще не пришел ко взрослой деятельности; его социальное поведение психологически серьезно и занимает все его существо. Многие идеи Э. Штерна относительно психологии подростка и сегодня не потеряли своего значения. А тем большее значение имеют его выводы для современного воспитания подростка. Что же думают о любви к Родине нынешние старшеклассники?
"Сейчас, наверное, не за что любить Родину, так как она ничего для тебя не делает (Александр С.)",
 "для меня патриотизм не имеет большого значения (Олег Ч.)";
"Любить Родину надо, но нашему поколению ее любить не за что, она ничего нам не дала, почти ничего. Может это чувство возникает оттого, что у нас такое правительство? И мы все время сравниваем наше  страну с Западом (Мария Ш.)"
" Я до сих пор не могу понять - люблю свою Родину или нет. У наших родителей чувство любви к Родине угасает. Если правительство будет работать в интересах людей, то мы будем любить свою Родину и гордиться ей (Лена Т.)" Какие чувства возникают при прочтении этих отрывков из школьных сочинений? Видимо должны возникать именно патриотические чувства.  К сожалению, большинство выпускников, даже считающих себя патриотами, не настроены на то, чтобы полученные благодаря нашему государству бесплатное образование применять на практике именно во благо Родины. Каждый второй высказывает желание "любить Родину издалека"..

6. Согласно Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития, "деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением любого типа мировое сообщество, государство, республика, родители — максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства". Да, от личностных качеств, ценностных ориентаций и воззрений классного руководителя зависит многое, но сможет ли он нравственно и патриотически воспитать каждого из своих подопечных вопреки воздействию прочего окружения подростка и даже системы в целом? Вряд ли.

На видеоконференции в приемной президента России, Д.А. Медведев сказал следующее: "Вопросы патриотического воспитания должны оставаться в центре внимания нашей государственной деятельности. Причем эта работа должна вестись, что называется, с пониманием ответственности задачи, она ... должна доходить до сердца. ... вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными представлениями каждого человека о его месте, с его восприятием страны, Родины. Поэтому, конечно, этим нужно заниматься, заниматься и в школе, и в студенческих коллективах, но заниматься так, чтобы это создавало соответствующее желание у наших молодых людей, школьников и студентов изучать историю страны, создавало ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости, конечно, за те события, которые были в прежний период" (http://www.aif.ru/politic/article/26030)

А вот слова премьер-министра РФ Владимира Путина на заседании президиума правительства: «Молодое поколение должно быть не только в курсе текущих событий, но хорошо знать о наших событиях, героических и трагических страницах нашей истории ...Нужно поддержать патриотические клубы, исследования в области истории, публикацию архивных документов, работу поисковых клубов» (http://www.newsland.ru/News/Detail/id/565220/)

Судя по всему, руководство нашей страны настроено на движение социума в сторону духовности и нравственности, и согласно на продвижение патриотизма в общественные массы. Будь то воспитание патриотов в семье, в школе или в иных государственных институтах и рамках.. Но и до нынешнего момента не видно результатов реально проделанной работы по продвижению идей патриотизма... Да и сама таковая деятельность почти не наблюдается, если не считать агитпропаганду какого-либо из кандидатов при подготовке к очередным выборам.

 Так какие же меры можно принять, дабы наши школьники смогли и захотели вырасти патриотами? Личный пример патриотически настроенного учителя, слова которого не расходятся с делами - самый убедительный аргумент, воздействующий на детскую душу непосредственно. Если же пример учителя подкреплен постоянно действующим родительским примером, то никакие медиа не способны будут преодолеть этого мощного благотворного влияния и все его отрицательные, негативные или деструктивные примеры, транслируемые средствами массовой информации, будут отскакивать от детской души, просто не проходя фильтра ее первоначального восприятия...

 

Юлия Дворецкая

Новости
01.08.19 [19:00]
Школа патриотического действия
27.05.19 [20:00]
Интервью с Егором Холмогоровым о сериале «Игра престолов»
18.04.19 [19:00]
Круглый стол «Либерализм: концепция и реальность»
21.12.18 [19:00]
Факторы русского раскола: социальный и политический аспект
01.11.18 [19:00]
Круглый стол «Многополярный мир, как вариант будущ...
29.06.18 [17:00]
Спортивная Среда!
02.01.18 [7:00]
Евразийцы учатся рукопашному бою (ФОТО)
25.11.17 [18:00]
Евразийцы учатся стрельбе (ФОТО)
25 октября 2017 года на 42 году жизни после тяжёлой и продолжительной болезни ушёл из жизни оригинальный философ, поэт, исполнитель Олег Валерьевич Фомин-Шахов 26.10.17 [19:00]
Информация по прощанию с Олегом Фоминым
Презентация книги директора Центра геополитических экспертиз, члена Изборского клуба Валерия Коровина «Геополитика и предчувствие войны. Удар по России», вышедшей в издательстве «Питер», состоится 9 сентября 2017 года в рамках 30-й Московской междуна 10.09.17 [15:00]
Презентация книги Коровина «Геополитика и предчувствие войны»
Новости сети
Администратор 23.06.19 [14:53]
Шесть кругов к совершенству
Администратор 23.02.19 [11:10]
Онтология 40K
Администратор 04.01.17 [10:51]
Александр Ходаковский: диалог с евроукраинцем
Администратор 03.08.16 [10:48]
Дикие животные в домашних условиях
Администратор 20.07.16 [12:04]
Интернет и мозговые центры
Администратор 20.07.16 [11:50]
Дезинтеграция и дезинформация
Администратор 20.07.16 [11:40]
Конфликт и стратегия лидерства
Администратор 20.07.16 [11:32]
Анатомия Европейского выбора
Администратор 20.07.16 [11:12]
Мозговые центры и Национальная Идея. Мнение эксперта
Администратор 20.07.16 [11:04]
Policy Analysis в Казахстане
   

Сетевая ставка Евразийского Союза Молодёжи: Россия-3, г. Москва, 125375, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605
Телефон: +7(495) 926-68-11
e-mail:

design:    «Aqualung»
creation:  «aae.GFNS.net»

ads: