Сплотиться вокруг Церкви Православие - основа русской идентичности
Важным вопросом, стоящим на повестке дня в России, является поиск интеграционной идеи. Если в Европе вымирающие нации уже поглощаются пассионарными этносами юга и востока, то в России вопрос стоит немного иначе. Дело в том, что Европа своими руками выпестовала свое будущее, родив и вырастив губительную идеологию либерализма, сняв в школах кресты и легализовав то, что стоило бы вырубить на корню. Великие смыслы Европы рухнули под собственной тяжестью, и над рухнувшими готическими соборами европейской философии взметнулся облаком пыли нигилизм.
Россия же всегда жила иным смыслом, несла сакральную идею, осознавая всю ответственность, которая вытекала из формулы «Москва – Третий Рим». Сегодняшняя пассивность русского народа связана, скорее, с потерей смыслов, чем с концом и смертью смысла как такового. Проблемы межэтнических отношений, крушение семьи, спад рождаемости, деградация молодежи, - это связано с теми духовно-нравственными потерями, которые мы понесли в губительном XX веке. Если до революции хранительницей смыслов и идей была Православная Церковь, то после попытки дехристианизации России в прошлом столетии, Церковь перестала быть учительницей для большинства русских людей. Но нельзя говорить о том, что она потеряла роль интеграционного центра. В ответ на прошедшие по стране митинги оппозиции на Болотной площади, в ответ на осквернение святынь нашей Святой Руси в апреле уходящего года тысячи и тысячи людей вышли на молебен к площади Храма Христа Спасителя. По официальным данным, только в Москве (и скорее всего, лишь в ограде Храма) было около 75 тысячи человек. Конечно же, ситуацию не стоит идеализировать, сегодня многие называющие себя христианами, живут нехристианской жизнью. Лишь около 5% населения страны можно увидеть на воскресной службе в храмах. В то же время во время мусульманских праздников на улицах собираются тысячи мусульман и, не стесняясь никого, совершают свои молитвы. Этот факт служит укором нам, русским – народу, не ценящему своего великого мессианского прошлого. Мы – великий народ, который должен объединяться вокруг Церкви, как это было веками в России. Причем, не только объединяться вокруг Церкви, но и жить ее жизнью, это важно.
Возрождение Церкви в России с минимальным участием в этом государства сегодня является чудом, но не может остаться вне внимания носителей антихристианской идеологии.
Главной претензией к Церкви со стороны либералов является обвинение ее в сращивании с государством. Так отреагировал на это обвинение глава Русской Православной Церкви: «Это некая псевдоидеология, которая приходит на место коммунистической идеологии. А из этого делается вывод: Церковь опасна с точки зрения свободы, она будет порабощать ваше сознание…»
Одной из задач Церкви во все времена – нести людям свет Истины, свет Христов, просвещение и укрепление в вере. Отличить добро от зла невозможно по собственным нравственным меркам, необходим критерий, постоянный во все времена, и этот критерий дает нам Церковь. «Бог есть абсолютный критерий Истины», - выразил точку зрения Церкви Святейший Патриарх Кирилл.
Таким образом, Церковь способна научить человека, что есть добро, а что – зло, это не просто вектор, она сопровождает человека в течение всей его жизни и постоянно научает. Если за введение в школах уроков православной культуры и за взаимодействие Церкви с высшими учебными заведениями обвинять Церковь в сращивании с государством, то это значит отказаться от воспитания молодого поколения в русле ценностей, веками несомых русским народом. «Церковь, - как хорошо сказал директор православной классической гимназии г.Тольятти и ректор строящегося там же государственного православного института им.св. Алексия Московского о. Димитрий Лескин, - остается сегодня единственным историческим общенациональным институтом, обладающим непрерывным преемством на протяжении более чем тысячелетнего периода». Нельзя не согласиться: именно Церковь является носителем Русской Традиции.
Понимают этот факт многие. Так при Сталине после страшных гонений, когда перед страной был поставлен гамлетовский вопрос "быть или не быть" в во время Великой Отечественной Войны было возрождено Патриаршество (тогда – в СССР). Многим памятен и знаменитый тост «Красного цезаря» «За великий русский народ!», Сталин в начало войны приказал снять фильм об Иване Грозном, где, мало того, что был показан монарх, но была показана и церковная служба. Все это было сделано, потому что Сталин понимал, что источник силы духа русского народа лежит в русской идентичности, ковавшейся веками в кузнице под названием Святая Русь, где кузнецы были Церковь и Царь. Кстати, интересно, что именно при Сталине понятию «Руси» был придан чуть ли не официальный статус. Во-первых, в сменившем «Интернационал» гимне Советского Союза, без обиняков говорилось о «Великой Руси». Во вторых, титул «Патриарх Московский и Всея Руси» (где под Русью понимался весь Советский Союз) стал официальным именованием Московского Патриарха.
К сожалению, наличие у Церкви великой интеграционной мощи понимают лучше русских понимают либералы, которые и наносят по Церкви удары с целью «разведки боем», как назвал кощунственную акцию в Храме Христа Спасителя Патриарх Кирилл. Ничего удивительного в недовольстве либералов нет: то часы Патриарха не понравились, то дорогие машины, то действия отдельных священнослужителей – единиц из тысяч, - веками идет борьба Добра и Зла. Надо понимать и то, что Церковь - это не только Патриарх и епископы, не только монахи и священники, но и мы, миряне, и мы все лично ответсвенны за все, что происходит в Церкви. Именно наше нравственное, духовное состояние определяет тот климат, который царит в церковной ограде. Но врата ада не одолеют Церковь, мы верим в это, и испытания, которые приходится переносить, мы переносим. После эпох мученичества Церковь лишь укрепляется, происходит закаление огнем. И если мы теплохладны, заботимся больше о угождению своим страстям, а не Богу, то знаком того, что он нас не оставил гнить в нашей мерзости, являются именно испытания, призванные пробудить нас.
Насаждение ложных либеральных ценностей, разрушающих не только душу, но и семью, ведет за собой разрушение государства. По словам преподобного Серафима Саровского, где рушится семья, там не устоит и государство. Смысл формулы «Москва – Третий Рим» состоит в том, что преемницей Византии и главной, если не единственной носительницей ответственности за сохранение чистоты Православия становится Россия, и «четвертому Риму не быть». Пожалуй, в этом кратком тезисе и состоит вся русская идентичность, весь смысл существования России – быть свидетельницей о Христе всему миру. Но в православной традиции «свидетель» - это мученик (свидетель веры). Быть может, Россия обречена на мучения? Быть может, поэтому нет мира на этой земле, а постоянно враги потрясают ее, заставляя мобилизовать все силы и вставать на защиту своих святынь? Стоит надеяться, что пережитое нами в прошлом столетии станет очистительным страданием для спасения России и даст свои корни и возрождении нашей великой многоэтнической Державы.