От Российской империи к Евразийскому Союзу Русский народ: настоящее и будущее
Вряд ли у кого-то вызовет сомнения тот факт, что сегодня наша страна испытывает определенный кризис. Можно его выразить как кризис цивилизационный, поскольку та цивилизационная матрица, в рамках которой веками развивался народ России, сегодня во многом опустошена и нуждается в поисках смысла, в поисках идей – идей, в первую очередь, интеграционных.
Население России духовно разлагается, не находя целей и высших смыслов существования, отражением чего является демографический кризис, повлекший за собой волны мигрантов, принимая которых, опять-таки вне интеграционной идеи, русский народ не в силах верно выстроить систему взаимоотношений с ними. Отсутствие воли к жизни народа приводит к таким явлениям как кризис семьи, алкоголизация, наркомания, суицид, нравственное разложение молодого поколения.
Если рассмотреть демографическую ситуацию в разных округах России, то можно заметить, что коэффициент естественного прироста в 2009 году, по данным Росстата, составил в Южном Федеральном округе 2, в Уральском Федеральном округе 0,7, в Сибирском Федеральном округе 0,1, в Дальневосточном Федеральном округе -0,3, в Приволжском Федеральном округе -2,5, в Северо-Западном Федеральном округе -3,9, в Центральном Федеральном округе -4,7 [1]. Эти данные показывают, на сколько общий коэффициент рождаемости больше общего коэффициента смертности. К сожалению, в Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Дальневосточном Федеральных округах говорить приходится скорее о том, на сколько коэффициент смертности выше коэффициента рождаемости. И в данной ситуации естественным является вопрос: почему именно в регионах традиционного расселения русского народа на сегодняшний день демографическая ситуация самая плачевная?
Поиск интеграционной идеи будет осуществляться в темноте, если не попытаться найти ответ на данный вопрос, а также понять причины такого положения вещей.
Русский народ, вымирающий сегодня, еще буквально сто лет назад можно было назвать сильным, мужественным, стойким и крепким, - стержнем Российской империи. Империя существовала как некое образование, в центре которого, словно магнит, находился русский народ, а остальные этносы примыкали к нему. Особая роль русского народа как государствообразующего не создавала ситуации угнетения иных этносов. Конфликты имели место быть, но задачи геноцида каких-либо этносов власти перед собой не ставили в отличие, например, от Америки, намеренно истреблявшей индейцев.
Так, русский народ, объединяя вокруг себя другие этносы, был одновременно носителем того цивилизационного кода, о потере которого говорят сегодня многие ученые и публицисты. Как известно, принадлежность к русскому народу определялась не только по этническому принципу, но и по конфессиональному, поскольку имели место быть и ассимиляционные процессы и межэтнические браки, а учитывая тот факт, что численность этносов была около 200 [2], то религиозный компонент играл большую роль. Так, одним из важнейших компонентов цивилизационного кода России было православное вероисповедание, поскольку быть русским означало быть православным.
Теперь, определившись с вектором мысли, стоит рассмотреть, какие модели поведения предписываются православному человеку, в частности, и народу, в общем. Поняв это, можно уяснить идеологию существовавшей модели государственного устройства. Православие пришло в Россию из Византии – с Востока, а не из Рима – не с Запада. Так, христианство было принято нами в его восточной форме, не позволяющем гордыне завладевать сердцами людей и правителей, признающее жизнь как борьбу со страстями, в главную очередь, с гордыней, которая низвергла в свое время сатану во ад. Вслед за культурным наследием нами была перенята богатая религия, которая не позволила бы народу – ее верному носителю возгордиться над другими этносами. Так и русский народ, будучи твердым в вере, религиозным, твердо ценящим традиции, самобытность, иерархию, не мог превозноситься над другими этносами, живущими на территории России. Возможно, отсюда понимание России как мудрой матери, принимающей в свои теплые объятия многие этносы. Любовь к ближнему и единство, терпеливость без лицемерия с твердым намерением стоять за свою веру до конца, приемля чужие взгляды. Эту твердость можно лицезреть в подвигах новомучеников и исповедников Российских.
Многочисленными примерами можно подтвердить и определенное уважение иных этносов не только к России, но и к русским. Так, по рассказам старожилов в селе Еремкино Саратовской области уже после революции, когда ценности Российской империи инерционно сохранялись несколькими поколениями россиян, проживали русские, мордва и чуваши. Численный перевес был на стороне чувашей. В результате миграций из других сёл количество мордвы стало преобладать, в результате чего чуваши начали говорить с мордвой не как раньше – по-чувашски, а по-мордовски. Тем не менее, при встрече с малочисленными русскими и мордва и чуваши говорили по-русски, даже между собой.
Трудно не согласиться со Светланой Владимировной Лурье., утверждающей, что качества, которые позволили русскому народу построить империю, были далеки от эгоизма [3]. Религиозность, аскетизм, жертвенность, любовь, терпеливость, мудрость, - это те начала, которые воспитываются православием.
Таким образом, интеграционной идеей, скрепляющей империю в дореволюционные годы, являлось православие. Вера, воспитывающая патриотов. Любовь к Отчизне – это верность ей. А верность и вера – это слова однокоренные. Так, вера воспитывает еще и смирение перед обстоятельствами и чувство долга служить тому Отечеству, в котором родился.
Вопрос состоит в том, что Евразийский Союз – это не только экономическое образование, но и особая цивилизационная модель, способная противостоять натиску либерально-демократических, а по сути, тоталитарных и разрушающих все на своем пути западных и, в первую очередь, американских проектов.
Евразийский Союз не может строиться на чисто экономических процессах, поскольку власть в России, по словам А.С.Панарина принадлежит тем, кто имеет власть над умами [4].
Власть над умами будет иметь тот, кто будет понимать смыслы и дышать идеями, живя самоотдачей. Понимать Россию будет тот, кто поймет тайну русского народа и сможет построить систему взаимоотношений его с другими этносами.
Если в период Российской империи русский народ был стержнем, то сможет ли он быть им сегодня? Необходима особая воля к жизни, а на ее укрепление необходимо длительное время. Первым подрывником этой воли к существованию является, по словам вышеупомянутого А.С.Панарина, вестернизация [5]. И посему, первым шагом к созиданию новой цивилизационной модели должен стать отказ от пути, который указывает Запад. За эти идеи евразийцы боролись ранее и борются сегодня [6].
В то же время евразийская идея основана на том, что этническая политика в России должна строиться на культурном многообразии, носителями особого цивилизационного кода в Евразийском Союзе должны будут стать все этносы во взаимодействии друг с другом, а не один лишь русский народ. Таким образом, происходит трансформация той системы, которая существовала в Российской империи.
Возможно, что она актуальна сегодня, потому что те качества, которыми обладал русский народ в период империи: самоотверженность, религиозность, жертвенность, аскетизм, - сегодня нуждаются в пробуждении, воспитании и укреплении, на что потребуется немало времени. Решить задачу вместе, сообща будет проще. Но, несмотря на это, нельзя забывать о своих корнях, о своей истории, о той судьбе, что предназначена России и русскому народу, и которую выносили многие поколения наших соотечественников. Надо помнить, за что умирали наши предки, какими идеями и смыслами они жили, необходимо беречь традиции и сделать все для того, чтобы Евразийский Союз стал преемником духовного, культурного и, быть может, политического наследия Российской империи.
Литература:
1. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. – URL: www.gks.ru
2. Вдовин А.И., Зорин В.Ю., Никонов А.В. Русский народ в национальной политике. XX век. – 2-е изд., испр. – Кунгур: Кунгурский печатный двор ПГФ, 2007. – 390с. – C.8.