В поисках примордиальной религии В Нижегoрoдскoм кoнсервативнoм клубе oбсудили вoпрoсы традициoнализма
18 мая 2012 года состоялось совместное заседание Молодёжного консервативного клуба ННГУ и Философского кружка при Нижегородской духовной семинарии. Число посетителей на этот раз было рекордным, что связано с привлекательностью темы. Какими были религиозные взгляды самых первых людей? Можно ли их вычленить путём сравнения великого множества известных нам религий и традиций? Стоит ли верить позитивистским теориям, господствовавшим в советское время, о примитивности первобытных верований (магия, анимизм, фетишизм) или же следует смело обратиться к противоположным взглядам? Модератором дискуссии, как обычно, был богослов Даниил Семикопов.
В своём выступлении крупнейший нижегородский религиовед, заведующий кафедрой истории религии и культуры Фёдор Дорофеев рассказал о развитии религиоведения и этнографии в начале XX века и о теории прамонотеизма «Венской школы» Вильгельма Шмидта. Он привёл доказательства того, что у многих «первобытных» племён имеется эзотерический миф (который рассказывают только мужчинам после инициации) о едином Боге-Творце, к которому взывают лишь в исключительных случаях. Основной докладчик, лидер МКК ННГУ Максим Медоваров, рассказал об аналогичных теориях единой прарелигии в традиционализме, особенно у Германа Вирта, Рене Генона, Мирчи Элиаде и Ананды Кумарасвами.
Основные дискуссии развернулись вокруг структуралистского подхода в религиоведении. Максим Медоваров утверждал, что при применении этого подхода любая религиоведческая школа (будь то Леви-Стросса или Рэдклифф-Брауна в Европе, Проппа, Мелетинского, Иванова и Топорова в СССР) независимо приходила к выводу о существовании в изначальные времена некоей хорошо структурированной и чёткой прарелигии, примордиальной Традиции. Напротив, оппоненты структурализма (ярче всех И.М. Дьяконов) оставались на позициях эволюционизма и считали мышление первых людей примитивным и неспособным к построению чётких метафизических схем, а сходство разных мифологий объясняли физиологическим строением мозга человека.
В процессе обсуждения были затронуты самые разные вопросы – от личных религиозных убеждений Элиаде до тесной связи религиоведения со сравнительно-историческим языкознанием. Все присутствовавшие, особенно гости из Грузии и Китая, остались довольны плодотворными дискуссиями и вынесли массу впечатлений.