Портал сетевой войны ::  ::
ССЫЛКИ
Новороссия

Релевантные комьюнити ЕСМ:
rossia3
ru_neokons
ЕСМ - ВКонтакте
Дугин - ВКонтакте

Регионы ЕСМ

Дружественные сайты

Прочее

Карта сайта

>> >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
РОССИЯ
19 мая 2012
Мoда на прoтест
О медийном характере оранжевых революций

В современном политическом дискурсе прочно закрепились такие термины как «оранжевая» и «твиттерная» революция. У данных понятий есть множество синонимов («цветные», «бархатные» и т.д.), но нет чёткого определения.

Пытаясь установить их значение, исследователи концентрируются то на бескровном характере переворотов, то на технологическом аспекте их осуществления. Представляется, что любой подобный подход окажется односторонним и упустит из вида основную суть рассматриваемого явления.

Давая определение оранжевой революции, необходимо обратить внимание на две принципиальные вещи – управляемость извне и применение современных манипулятивных технологий. В одной из предыдущих работ, посвящённых данной теме, нами было предложена следующая формулировка: «переворот, организованный на средства и в интересах внешних сил, осуществляемый с помощью современных технологий преимущественно ненасильственными методами». Представляется, что указание на бескровный характер занимает второстепенную позицию, и может быть лишь уточнением. Зато констатация манипулятивной природы является крайне значимой.

Исходя из сказанного выше, определение можно сформулировать следующим образом. Оранжевая революция – это переворот, организованный с применением современных манипулятивных технологий на средства и в интересах внешних сил. Таким образом, подчёркивается, во-первых, отсутствие свойственного революциям чёткого идейного содержания, во-вторых, формирование социальной базы с помощью технологий скрытого управления личностью.

Опираясь на данное определение, можно утверждать, что оранжевые революции носят преимущественно медийный характер. Именно в медийной реальности формируются установки, заставляющие людей совершать заранее предписанные действия. Здесь напрашивается аналогия с технологиями коммерческой рекламы, формирующими у потребителя образ жизни и поведения, которому он стремится соответствовать. Можно говорить о рождении своеобразной «моды на протест», появляющейся на первых этапах запуска оранжевой технологии. Эта «мода» создаёт в обществе особую атмосферу, вовлекающую в ореол своего влияния больше и больше потребителей информации. Протест как стиль жизни становится привлекательным и престижным.

Неслучайно оранжевые революции получили широкое применение с внедрением Интернета. Именно в сети особенно ярко реализуется «вирусный» характер распространения информации.  С помощью системы «лайков», «перепостов» и т.д. информация быстро распространяется среди участников виртуального сообщества и формирует определённые образцы мышления и поведения.

Кроме того, оранжевая технология опирается на целый ряд особенностей создания людей, «населяющих» Интернет.

- Склонность к упрощению картины мира и окружающих явлений. Виртуальная публика не склонна анализировать события, постигать их суть и выявлять тренды. Также недоступен ей серьёзный разбор причинно-следственных связей. Напротив, внимание сетевого сообщества чаще концентрируется на частностях, предстающих никак не связанными между собой эпизодами. Информация появляется и затухает как вспышка в медийном пространстве, и каждый такой всплеск добавляет  штрих к мозаичному образу реальности, формируемому в Интернете. Сетевая публика склонна сводить сложные политические процессы к набору простых формул («будет  можно критиковать правительство – будем лучше жить») и действующих лиц, в личной воле которых кроются все проблемы.

- Ориентация на сенсационность. В сети как нигде действует закон информационного пространства эпохи постмодерна. Каждое новое сообщение, чтобы хоть на короткое время привлечь внимание аудитории, должно шокировать, и желательно в большей степени, чем предшествовавшие ему. Здесь царят сплетня, эпатаж, восходящие в высшую степень.  Если ещё до проведения выборов они объявлялись нечестными, то после надо непременно сообщать о многочисленных фальсификациях, придавая им абсолютный характер – так, чтобы у всех сложилось впечатление, что за действующую власть и вовсе никто не голосовал.

- стремление «обитателей» социальных сетей к самопрезентации. В виртуальном пространстве каждый человек строит свой образ-маску, который является его «улучшенной копией». Обратим внимание на анкету в популярной социальной сети «В контакте». Любимые книги, любимые фильмы, любимые цитаты, места отдыха – всё это служит для  создания собственной проекции в Интернет-пространстве. Причём абсолютно неважно, читал ли человек на самом деле все перечисленные книги и так ли они ему понравились, действительно ли он часто посещает названные им рестораны, неважно даже, он ли изображён на привлекательной аватаре и, если да, сколько раз фотография прошла через процедуру корректировки,  – важно то, что всё это формируют определённый имидж. Часто виртуальная проекция личности оказывается ответом на её комплексы, частично компенсируя то, что отсутствует в реальной жизни. Человек показывает себя таким, каким хотел бы себя видеть. В сфере политики это может реализоваться, например, путём нарушения табу, перехода через «линию риска». В виртуальном пространстве у человека появляется возможность не повиноваться власти, осмеивать её, декларировать стремление её свергнуть. Это добавляет ему уверенности и ощущения собственной значимости.
- Убеждённость в своей уникальности, даже в избранности. Данная особенность во многом вытекает из предыдущей. Крайне раздробленное и атомизированное общество «виртуальных индивидов» состоит из личностей, уверенных в своей значимости. Сетевая жизнь укрепляет такую уверенность, потому как каждый человек здесь находится в центре создаваемого им мира. Оранжевая технология эксплуатирует данное чувство, давая дополнительный повод ощущать себя избранным. Только тем, кто подхватывает выдвигаемые лозунги, отводится роль подлинного народа – носителя  властного суверенитета («Мы – настоящая власть»), остальные же объявляются массой, манипулируемой режимом.

- Ориентация на эмоцию больше, чем на разум. Сетевая публика склонна переживать некую эмоцию, причём, здесь и сейчас. Вспышки информации должны вызывать у неё определённый отклик, заставить пережить какое-то ощущение. Важно то, что негативные импульсы приживаются гораздо лучше позитивных. Неслучайно оранжевая технология оперирует простыми для вызова эмоционального резонанса темами – коррупция, злоупотребления власти и т.д. При этом не делается попытки вскрыть их причины и предложить пути решения – это не требуется. Надо только привлечь внимание, шокировать, а затем – перевести полученное эмоциональное состояние на конкретных персон, олицетворяющих политический процесс. Кроме того, атомизированное общество подспудно стремится к единству, и виртуальная среда на какое-то время даёт ему иллюзию единения – через переживание одной эмоции. Это свойство также помогает в мобилизации масс.

- Склонность к подражанию. Несмотря на убеждённость в своей уникальности, «обитатели сети» склонны выражать её путём демонстрации атрибутов престижа, модного стиля жизни. «Правилом хорошего тона» могут стать и оппозиционные взгляды, что и проявилось в период между выборами в Государственную Думу и выборами Президента РФ. «Перепосты» политической информации нередко делались теми, кто ранее не интересовался данной сферой жизни. Причём, делались они наряду с «перепостами» сообщений о модных магазинах, престижной технике или других товарах. Показательно и то, что медиаобразами оранжевой оппозиции часто становятся известные медиаперсоны, известные как личности, задающие тон и формирующие определённый стиль жизни (Ксения Собчак и т.д.).

- Отрицание иерархии. «Сетевая толпа», как и любая масса, не признаёт ничего выше себя. Напротив, они стремится низвести всё до собственного уровня, объяснить сложные процессы при помощи понятных и обыденных мотивов. Поэтому любая негативная информация, даже абсолютно не походящая на правду, в сетевом пространстве найдёт своих сторонников. Особенно если она касается кого-то, кто занимает более высокое социальное положение.

Эти и другие факторы делают оранжевую технологию успешной, а протест – модным явлением, указывающим на то, что человек не отстаёт от передовых тенденций современности.

Показательно и то, что оранжевая революция развивается по законам медиасферы, в лучших традициях драматургии. Например, если на первой акции собравшиеся кидали громкие обвинения в адрес действующего правительства и называли себя реальной властью, в следующий раз непременно должны быть стычки с ОМОНом и кровь – иначе не интересно, иначе сериал перестанет быть модным и потеряет аудиторию.

Из всего перечисленного можно сделать вывод, что оранжевую революцию отличает отсутствие реальной программы и манипулятивный характер. Она зарождается в медийном пространстве, формируя своеобразную моду, особый стиль жизни, который определяет установки людей, попавших под влияние технологии. Сетевое пространство, в силу своих особенностей, создаёт идеальную почву для применения таких технологий, поэтому именно оно сегодня становится основным полем информационных войн.

 

Oльга Кoрженева

Новости
06.10.21 [16:00]
В Москве обсудят сетевые войны Запада
10.09.21 [18:00]
Московские евразийцы обсудят современный феминизм
25.08.21 [18:15]
ЕСМ-Москва обсудит экономику будущей империи
03.08.21 [14:09]
Состоялись I Фоминские чтения
21.07.21 [9:00]
Кавказ без русских: удар с Юга. Новая книга В.Коровина
16.06.21 [9:00]
ЕСМ-Москва приглашает к обсуждению идей Карла Шмитта
В Москве прошёл съезд ЕСМ 29.05.21 [17:30]
В Москве прошёл съезд ЕСМ
25.05.21 [22:16]
В парке Коломенское прошло собрание из цикла, посв...
05.05.21 [15:40]
ЕСМ-Москва организует дискуссию о синтезе идей Юнгера и Грамши
01.05.21 [1:05]
Начат конкурс статей для альманаха «Гегемония и Контргегемония»
Новости сети
Администратор 23.06.19 [14:53]
Шесть кругов к совершенству
Администратор 23.02.19 [11:10]
Онтология 40K
Администратор 04.01.17 [10:51]
Александр Ходаковский: диалог с евроукраинцем
Администратор 03.08.16 [10:48]
Дикие животные в домашних условиях
Администратор 20.07.16 [12:04]
Интернет и мозговые центры
Администратор 20.07.16 [11:50]
Дезинтеграция и дезинформация
Администратор 20.07.16 [11:40]
Конфликт и стратегия лидерства
Администратор 20.07.16 [11:32]
Анатомия Европейского выбора
Администратор 20.07.16 [11:12]
Мозговые центры и Национальная Идея. Мнение эксперта
Администратор 20.07.16 [11:04]
Policy Analysis в Казахстане

Сетевая ставка Евразийского Союза Молодёжи: Россия-3, г. Москва, 125375, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605
Телефон: +7(495) 926-68-11
e-mail:

design:    «Aqualung»
creation:  «aae.GFNS.net»