С каждым днём проблема национализма становится всё актуальнее, и причин этому множество. Чтобы их обсудить, представители сразу нескольких европейских стран съехались в конце января на международную конференцию под названием "Никогда больше: память о холокосте и предотвращение преступлений против человечества. Мир без нетерпимости, расизма, экстремизма,негационизма и антисемитизма". Представители ООН, Совета Европы, Европарламента, парламентов стран ЕС и бывшего СССР дружно пытались понять – почему, казалось бы, ушедший в прошлое национализм вдруг снова всплывает в общественной жизни.
В качестве примеров приводили и повышенные пенсии борцам с Красной Армией в Латвии, и приход квластипартии "Свобода" в верховную Раду на Украине, и даже ограничение независимости Центробанка в Венгрии.
Но другие примеры обсуждены на заседании не были. Не беспокоили правозащитников бесконечные войны и революции в арабских странах, которые порождают националистические всплески гораздо большего масштаба, нежели ограничение независимости Центробанка. Не упомянули и сумасшедших отчаявшихся террористов, несущих с собой страх по всему миру.
В последнее время нацизм, национализм и экстремизм воспринимаются людьми как слова-синонимы, под которыми видятся скорее страшные бестелесные мстительные духи, чем конкретные понятия. О причинах возникновения подобных идей в умах общественности правозащитники предпочитают не задумываться.
Нацизм - это политическая идеология Третьего Рейха, в которую входили идеализация арийской расы с элементами социал-демократии, борьба с коммунизмом и принцип вождизма. Сама по себе она не несла конкретного вреда другим национальностям, кроме германской, а служила только для укрепления власти Гитлера. Национализм же — идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. У него может быть много течений и направлений, некоторые из которых противоречат друг другу. Термин был введён в начале 19 века прусским философом Иоганном Готфридом Гердером. А экстремизм и вовсе значит просто - «приверженность крайним взглядам». Учитывая данные понятия, становится немного неясно, причём же здесь холокост и антисемитизм, которые сами по себе давно остались исключительно в учебниках истории и в памяти стареющих бывших обитателей концентрационных лагерей. Но всё же — почему в последнее время всё больше людей начинает следовать националистическим идеям?
Потому что боятся. Всего того, чего сейчас в мире становится больше — несправедливых войн за ресурсы, экономический кризис, заставляющий пересматривать социальные льготы, постоянно меняющиеся законодательства и отношения к другим странам. Из последнего – великолепным, хотя и очень печальным примером является Ливия, которая считалась в начале двухтысячных чуть ли не самым либеральным государством арабского мира. В августе 2008 года предводитель Ливии Муаммар Каддафи был объявлен «королём королей Африки». А 2 февраля 2009 года он был избран председателем Африканского союза. До самого начала гражданской войны о нём тепло отзывались и европейские политики. И поэтому жители Ливии были откровенно шокированы, когда меньше чем через год их государство вдруг стало «недемократическим», а режим Каддафи – «нелегитимным». А с неба снова, как в недалёком 1985 году, полетели разрывные снаряды. Но напуганы случившимся не только жители Ливии – почти каждый человек из арабской страны теперь не верит в то, что европейские страны и США действительно желают добра и мира. Психика некоторых не выдерживает, и они собирают вещи, покупают оружие, и вступают в Аль-Каиду. А там их ненависть к европейцам растёт, и из добрых интеллигентных людей они превращаются в религиозных национал-экстремистов, стремящихся уничтожить всех, у кого светлее кожа и волосы.
Те же, кто оказывается под прицелом у вышедших из ума, отчаявшихся людей, тоже начинают испытывать страх. Периодические теракты Аль-Каиды, да и попросту бандитские группировки, не имеющие гражданства, мешающие жить мирным гражданам, постепенно запугивают и жителей вроде бы благополучных стран. Из последних пока ещё живым примером является норвежец Андерс Брейвик, который 22 июля прошлого года провёл целых два теракта в Осло и на соседнем острове Утёйе. Сам он описывал себя как националиста и заявлял о ненависти к современным мультикультурным системам и к мусульманам, которые, по его мнению, разрушали норвежское общество и, прикрываясь европейскими паспортами, поддерживали вышеупомянутую террористическую сеть «Аль-Каида». К слову, этим же летом подобная трагедия чуть не произошла в Варшаве, но там удалось взять обезумевшего поляка с поличным.
Россия же, как многонациональная страна, также пестрит примерами всякого разного национализма. Здесь мы можем вспомнить и убийство несчастного футбольного фаната Егора Свиридова, умершего в конце 2010 года в драке с выходцами из Дагестана. А 16 февраля 2011 года при схожих обстоятельствах русскими националистами был убит студент-армянин. Вот и получается порочный круг – все боятся и стремятся защититься, а в параноидальном бреду вдруг осознают, что лучшая защита – это нападение.
Разумеется, мелкие убийства на национальной почве беспокоят как российские власти, так и мировую общественность. «Нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен, прежде всего, быть гражданином России и гордиться этим», - пишет в своей статье «Россия: Национальный вопрос» нынешний премьер-министр Владимир Путин. В качестве вариантов решения проблемы он предложил лучше следить за миграцией населения, а также создавать институты по изучению национальных проблем. Но без внутреннего ощущения национального единства каждого гражданина, или хотя бы большинства граждан, эти идеи невозможно воплотить в жизнь. Любого человека страх превратит в животное, движимое только инстинктом самосохранения. Здесь уже не до высоких пений гимнов стоя и не до надежд на национальные институты.
Между прочим, идея создания организации, занимающейся межнациональными проблемами, уже неоднократно высказывалась. Президент Союза грузин в России Михаил Хубутия, также весьма недовольный разногласиями между российским и его, грузинским, народом, ещё в середине прошлого года предлагал создать «Национальный совет» в рамках Общественного Народного Фронта. Но, не смотря на то, что его идеи, вроде бы, были услышаны, ответной реакции так и не последовало - 19 июля 2011 года на собрании ОНФ вопрос был поднят, но не решён. «Казалось бы, Владимир Путин предоставил представителям разных национальных диаспор и конфессий уникальную возможность собраться за одним столом и вместе обсудить, как сделать Россию, наш общий дом, сильнее, крепче, надежнее, толерантнее. Можно было высказать свое видение национальной политики в стране, внести предложения - кто что может сделать для того, чтоб всем гражданам страны жилось комфортно, у всех были одинаковые возможности для развития. Ведь нам и нашим детям вместе в этой стране жить. А что получилось? Некоторые участники стали наперебой просить у премьера льгот и преференций для себя», - пишет в своём блоге Михаил Хубутия.
Для того, чтобы в мире жилось спокойнее, нужно попытаться преодолевать собственные страхи. А государствам делать всё возможное, чтобы помогать в этом своим гражданам, вне зависимости от их национальности и религии. Организовывать визиты к психологам, вступать в ЕСМ, давать понять, что мир на Земле и человеческие жизни приоритетнее нефти, газа и запасов золота. И, разумеется, не воевать. Ведь нет для человеческой души зрелища страшнее, чем война.