ЕВРАЗИЙСКИЙ
СОЮЗ
МОЛОДЁЖИ
Вход Поиск
О проекте Карта сайта
Регистрация Участники
ДОКУМЕНТЫ
ССЫЛКИ
Новороссия

Релевантные комьюнити ЕСМ:
rossia3
ru_neokons
ЕСМ - ВКонтакте
Дугин - ВКонтакте

Регионы ЕСМ

Дружественные сайты

Прочее

КАЛЕНДАРЬ
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
РОССИЯ
17 мая 2012
Oдна из фoрм кoллективнoй идентичнoсти
Верующий человек живет в контексте тысячелетней церковной истории

22 апреля в день памяти апостола Фомы возле храма Христа Спасителя прошло молитвенное стояние в защиту доброго имени церкви. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с проповедью, в которой была озвучена крайне важная мысль: вечная жизнь – это не только жизнь после смерти. Вечная жизнь для церковного человека начинается здесь, на земле. Обычно ее трактуют как близость человека к Богу, которая дает ему благодать. Но Патриарх обратил внимание на совсем иной момент, над котором вряд ли кто задумывается. Верующий человек не существует просто так. Он живет в контексте тысячелетней церковной истории, благодаря чему осмысливает и свою собственную жизнь, и жизнь общества, и историю своей страны.

Религиозный тип сознания в наше время почти полностью разрушен. Следовательно, человеком утрачены цель и смысл бытия. Они были очевидны раньше, когда церковная традиция являлась живой и определяла место народа в мировой истории. В философском дискурсе этот феномен определяется как коллективная идентичность.

Принадлежность к православной церкви веками создавала особую форму исторической коллективной идентичности русских. Как выстраивалась эта удивительная структура существования во вселенских масштабах вечного времени, отчасти показывают и объясняют тексты древнерусской словесности. Почему отчасти? Потому что мировосприятие, свойственное эпохе того времени, уже утрачено, и не только из-за давности времени. Тексты писались носителями традиции для носителей традиции, каковыми современные люди уже не являются.

Повесть Временных Лет – один из первых памятников древнерусской словесности, исторический труд, в котором делается попытка определить место своего народа в мировой истории, понимаемой в религиозном ключе. Ветхий Завет воспринимается летописцем как прелюдия исторического пути русского народа. Род славян и все племена и народы, соседствующие со славянами, не появились неизвестно откуда. В религиозной истории вообще ничего не происходит по стечению обстоятельств. Племенное разноцветье, населяющее территорию исторической Руси – не случайная мозаика чуждых друг другу этносов, а ветвь человечества, ведущая свое происхождение от общего предка.

Современное летописцу человечество происходит от трех сыновей Ноя – Сима, Хама и Иафета. Народов великое множество, у каждого из них свой язык и обычаи, иногда самые невообразимые, но все это многообразие возникло из единого когда-то человечества после разрушения Вавилонской башни и «смешения языков». В частности, славяне и их соседи заселяют землю, доставшуюся Иафету: «В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы»[1].

Так православие начинает формировать русскую историческую идентичность. Россия принимает византийскую духовную культуру, а затем наследует историческую миссию Византийской империи. Почему Москва сменяет Константинополь? Потому что Византия принимает унию и отпадает от истинной веры, то есть теряет свою духовную идею, а вслед за этим рушится историческая перспектива.

Но византизм – только одна из сторон русской историософии, возникшая в эпоху Московского царства. Церковно-историческая идентичность в целом гораздо более масштабна. Православное царство в государственном отношении наследует языческой Римской империи, а в духовном становится преемницей древних богопочитателей, иудеев. Об этом прекрасно пишет в «Слове о законе и благодати» митрополит Илларион, помещая Русь в контекст вселенского христианства, царства Божественной благодати: «Как отошел свет луны, когда солнце воссияло, так и Закон – перед Благодатью явившейся. И стужа ночная побеждена, солнечная теплота землю согрела. И уже не теснится человечество в Законе, но в Благодати свободно ходит. Ибо иудеи при свече Закона себя утверждали, христиане же при благодетельном солнце свое спасение зиждут; ибо иудеи тенью и Законом утверждали себя, а не спасались, христиане же истиной и Благодатью не утверждают себя, а спасаются»[2].

Киевская Русь становится родиной новых богопочитаталей в силу непреложных духовных закономерностей, которые человеку становятся доступны через Священное Писание: «Не вливают ведь, по слову Господню, вина нового учения благодетельного в мехи ветхие, обветшавшие в иудействе. Ежели просядутся мехи, то вино прольется. Ведь не смогла Закона тень удержать. Но многажды идолам поклоняясь, как истинной Благодати удержать учение? Но новое учение – новые мехи, новые языки, и соблюдены будут – оно и они. Так и есть. Ибо вера благодатная по всей земле простерлась и до нашего народа русского дошла»[3].

Таким образом, горизонт видения истории расширяется до вселенских масштабов. Древнерусский книжник оглядывается на историю до момента сотворения мира, и путь Руси становится частью предвечного Божественного замысла о человеческом роде. Современник автора осознает свою историческую миссию как всемирную величину.

Но бывают в истории мрачные периоды: люди отпадают от благочестия, и кара Божья не заставляет себя ждать. Например, Смутное время мыслители Московской Руси восприняли именно как наказание за грехи правителей, в частности, за обращение царя Бориса к нечистой силе. Автор первой четверти XVII Иван Андреевич Хворостинин в произведении «Словеса дней, и царей, и святителей московских» начинает свое повествование с описания идеала православного царства, берущего свое начало в Киевской Руси, обращенной к истинной вере милостью Святой Троицы: «По всем странам спасительная проповедь евангельская распространилась, и все от тьмы идольской были избавлены и светом божественного разумения просветились. Только русская земля была омрачена тьмой служения идолам и скверными делами совершенно осквернена, и много уже прошло времени после вознесения на небеса единородного Сына Божьего. Но не стерпела святая и божественная и достойная поклонения Троица, видя свое создание погибающим, и сошла к нам на востоке сверху и светом божественного разумения просветила, верою, благочестием, премудростью и разумом праведного родоначальника, владычествующего самодержца и владыки всей русской земли, блаженного Владимира, сына Святослава, правнука же Рюрика. Обратилось к нему всевидящее око божье и просветило его божественным крещением, и стал он сыном света. Не только сам захотел спастись, но и всех постарался спасти и всем повелел креститься во имя Отца и Сына и святого Духа»[4]. При благочестивом правителе строятся церкви и монастыри, земля изобилует праведниками – множество святителей и преподобных «словно на золотых крыльях возносятся к небу».

Автор противопоставляет идеалу Святой Руси с князем Владимиром во главе отрицательный пример нечестивого правителя, каковым оказывается злополучный Борис Годунов: «У волхвов попытался он будущее свое узнать, и надежды свои возложил на чародейство, и возгордился весьма, и заставлял почитать себя как бога, и сказано об этом: “Поклонялись вместо творца твари”. И увидел это Бог и не пренебрег этим, но зажег как огонь гнев свой, и наказал высокомерие его, и залил землю его кровью, и сократил дни жизни его…»[5].

Еще один неизвестный автор, современник Хворостинина, в «Плаче о пленении и о конечном разорении государства» сетует: «Вот отчего пала превысокая Россия и разрушился столь крепкий столп. Цари, в нем жившие, вместо к Богу возводящей лестницы спасительных слов, кои рождаются от содержащихся в книгах истин, приняли богоненавистные дары: бесовские козни, волшебство и чародейство. И вместо духовных людей и сынов света возлюбили детей сатаны, которые уводят от Бога и несомненного света во тьму»[6].

Может ли быть соотнесена идентичность авторов Московского царства с идентичностью православных жителей современной Москвы? Если руководствоваться категориями вечных ценностей, в которых произнес свою проповедь Патриарх, то может. С какой целью служился молебен? Ряд прискорбных событий этой весны в разных российских городах, связанных с попытками осквернения святынь, современным православным обществом сравнивается с кощунствами воинствующих большевиков 20-х. Но, руководствуясь примером приведенных выше древнерусских книжников, попробуем заглянуть в историю глубже, обратившись мысленным взором к нашей духовной родине, Византии. В VIII веке император Лев Исаврянин издал указ, согласно которому все иконописные изображения должны быть уничтожены. Иконы сжигали, разрубали, замазывали краской. Посему напрасно защитники устроителей выставки «Осторожно, религия» и прочих пусей объясняют, что разрубание икон является разновидностью современного искусства, пришедшего к нам из развитых европейских стран. Около полутора тысяч лет назад в Константинополе происходили аналогичные события.

Меры принимались, как сказали бы сейчас, комплексные: была закрыта высшая богословская школа Константинополя и сожжена находившаяся при ней обширная библиотека. Император-иконоборец отдавал себе отчет в том, что ценности передаются через образование. Если не будет богословов, некому будет обвинять иконоборцев в ереси. В это время из Сирии Иоанн Дамаскин пишет императору письмо в защиту икон. В отместку Лев Исаврянин решает оклеветать богослова перед халифом Дамаска. Он присылает халифу поддельное письмо, в котором Иоанн предлагает сдать Льву Дамаск. Халиф, впав в ярость, приказывает отрубить приближенному руку. Святому Иоанну помогла Божья Матерь – отрубленная рука приросла. В православной церкви в память об этом событии появилась еще одна икона Богородицы – Троеручица.

У Ивана Бунина в рассказе «Чистый понедельник» есть такой эпизод: главная героиня, девушка весьма набожная, беседуя со своим возлюбленным о религии, выражает восхищение этой иконой: «У нее три руки! Это Индия!». Как мы видим, к Индии Троеручица имеет отношение весьма косвенное. А бунинский текст демонстрирует, до какой степени к XX веку была разрушено религиозное мировоззрение русских людей, которое во многом подменила западноевропейская рационалистическая трактовка.

В 787 году в Никее императрица Ирина собирает Седьмой Вселенский собор, на котором была осуждена ересь иконоборцев, и почитание икон восстановлено во всей своей славе. В честь этого события в первое воскресение Великого поста наша церковь празднует Торжество Православия, которое в этом году выпало на 4 марта. К сожалению, большинству людей этот день ничего не говорил, кроме того, что в очередной раз выбирают президента Российской Федерации.

Но нечистая сила в отличие от недалекого современного общества, все прекрасно помнит. И осознает, какой степени важности смысловую нагрузку несет в церковной жизни период Великого поста. В марте нападение на святыни следует одно за другим. На фоне кощунств общество спектакля взахлеб рассуждает о современном искусстве. На всевозможных ресурсах строчат более или менее идиотские комментарии. Благополучное сетевое сообщество призывает воздержаться от крайностей. Это и есть Апокалипсис – равнодушное благополучие. Сами гламурные хомячки, конечно, никаких противоправных действий не совершат, и на этом основании считают себя «рукопожатными». Такая «норма» хуже самой крайней степени ненормальности. Известный из Евангелия Гадаринский бесноватый «разрывал цепи», «жил в гробах» и «в одежду не одевался», а потому страдал и нуждался в исцелении. И в конце повествования мы видим его у ног Христовых исцеленным. Благополучному незачем искать исцеления, у него и так все хорошо.

А почему наше общество достигло такого состояния? Как пишет А.Г. Дугин в книге «Радикальный субъект и его дубль», рациональная западноевропейская керигма (то есть, набор законов и догматов) подчинила себе русскую структуру (народное бессознательное), состоящую из веры в предания и чудеса, специфической мистики, коллективных сновидений. Собственная керигма, православная догматика, массами давно уже забыта. Подавляемая чуждым началом структура все больше портится. И вот мы уже видим целые армии сетевого гламура – воплощение всей мерзости современного мира.

Колоссальная задача нашей эпохи – осуществление судьбоносного выбора в пользу структуры, отказ от чуждой нам керигмы и возвращение к своей, выраженной в православных догматах. Патриарх, вспоминая в проповеди события церковной истории, призывал верующих вступить в решительную борьбу с нечестием и равнодушием времени. Право на такую борьбу дают ценности церковной традиции, уже тысячу лет формирующей историческую идентичность православной Руси. Это не рациональная история эпохи модерна, неполноценная в своем отсутствии цели и смысла, но подлинная история, являющаяся моментом вечности.

Неслучайно вскоре после «Кириллова стояния» на одном из ресурсов появилась статейки о молебне как «угрозе демократии». Демократии в ее постмодернистском понимании как прав извращенного меньшинства в ущерб большинству, прав болезни в ущерб здоровым силам общества, прав разложения в ущерб нравственности.



[1] Первые книги святой Руси // Повесть временных лет. М.: 2005. С. 51

[2] Там же: Митрополит Илларион. Слово о законе и благодати. С. 11.

[3] Там же: С. 23.

[4] Памятники литературы древней Руси XVI – XVII века // Хворостинин И.А. «Словеса дней и царей и святителей московских». М.: 1987. С. 433

[5] Там же: С. 437.

[6] Памятники литературы древней Руси XVI – XVII века // Плач о пленении и о конечном разорении государства. С. 135

 

Анастасия Кoвалева

Новости
01.08.19 [19:00]
Школа патриотического действия
27.05.19 [20:00]
Интервью с Егором Холмогоровым о сериале «Игра престолов»
18.04.19 [19:00]
Круглый стол «Либерализм: концепция и реальность»
21.12.18 [19:00]
Факторы русского раскола: социальный и политический аспект
01.11.18 [19:00]
Круглый стол «Многополярный мир, как вариант будущ...
29.06.18 [17:00]
Спортивная Среда!
02.01.18 [7:00]
Евразийцы учатся рукопашному бою (ФОТО)
25.11.17 [18:00]
Евразийцы учатся стрельбе (ФОТО)
25 октября 2017 года на 42 году жизни после тяжёлой и продолжительной болезни ушёл из жизни оригинальный философ, поэт, исполнитель Олег Валерьевич Фомин-Шахов 26.10.17 [19:00]
Информация по прощанию с Олегом Фоминым
Презентация книги директора Центра геополитических экспертиз, члена Изборского клуба Валерия Коровина «Геополитика и предчувствие войны. Удар по России», вышедшей в издательстве «Питер», состоится 9 сентября 2017 года в рамках 30-й Московской междуна 10.09.17 [15:00]
Презентация книги Коровина «Геополитика и предчувствие войны»
Новости сети
Администратор 23.06.19 [14:53]
Шесть кругов к совершенству
Администратор 23.02.19 [11:10]
Онтология 40K
Администратор 04.01.17 [10:51]
Александр Ходаковский: диалог с евроукраинцем
Администратор 03.08.16 [10:48]
Дикие животные в домашних условиях
Администратор 20.07.16 [12:04]
Интернет и мозговые центры
Администратор 20.07.16 [11:50]
Дезинтеграция и дезинформация
Администратор 20.07.16 [11:40]
Конфликт и стратегия лидерства
Администратор 20.07.16 [11:32]
Анатомия Европейского выбора
Администратор 20.07.16 [11:12]
Мозговые центры и Национальная Идея. Мнение эксперта
Администратор 20.07.16 [11:04]
Policy Analysis в Казахстане
   

Сетевая ставка Евразийского Союза Молодёжи: Россия-3, г. Москва, 125375, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605
Телефон: +7(495) 926-68-11
e-mail:

design:    «Aqualung»
creation:  «aae.GFNS.net»

ads: