Портал сетевой войны ::  ::
ССЫЛКИ
Новороссия

Релевантные комьюнити ЕСМ:
rossia3
ru_neokons
ЕСМ - ВКонтакте
Дугин - ВКонтакте

Регионы ЕСМ

Дружественные сайты

Прочее

Карта сайта

>> >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
РОССИЯ
22 января 2010
Вызов Кавказа или вызов Кавказу?
Риски нового решения Медведева

Северный Кавказ давно уже является слабым звеном российской внутренней политики. Круг проблем, с которыми сталкивается этот регион охватывает самые разнообразные вопросы, от экономико-социальных, правовых, до религиозных и  этнических. Кавказ – это не только наиболее разнородный в плане национального состава регион, регион России, где проживает наибольшее количество этносов, но и наиболее проблемный в плане экономического развития. Добавим сюда исторические аспекты непростых взаимоотношений между Кавказом и центром, между самими народами этого края, имевшие место и потенциальные этнические конфликты, криминализацию региона, наконец, пристальное внимание иностранных спецслужб и исследовательских центров, обусловленное геополитической важностью Кавказа, фактор соседних государств и внерегиональных центров силы. В результате получится взрывоопасная смесь. Как Балканы являются пороховым погребом Европы, так Кавказ, «евразийские Балканы» в терминологии З. Бжезинского, является пороховым погребом России, ахиллесовой пятой могучего евразийского гиганта. Совершенно естественно поэтому Кавказу должно уделяться особое внимание.

В Обращении Президента Медведева к Федеральному Собранию, впервые, тема положения на Кавказе была затронута во всей ее проблемной глубине. Одним из возможных нововведений, озвученных тогда президентом, было введение поста особого представителя центральной власти на Северном Кавказе. И вот 19 января такая должность была введена, ее занял бывший губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. Одновременно северокавказские республики и Ставропольский край были выведены из состава Южного федерального округа. На их основе был создан новый Cеверокавказский федеральный округ. Это решение президента стало одним из наиболее обсуждаемых политических событий начала года. Попытаемся и мы взвесить все его плюсы и минусы.

Во –первых, само введение такого округа, отдаляет Северный Кавказ от России. Впервые в состав Федерального округа входят в основном нерусские субъекты РФ, в перспективе такой шаг может только способствовать закреплению особой региональной кавказской же идентичности, потворствуя сепаратистским тенденциям. Границы нового округа практически совпадают с границами провозглашенного террористическим подпольем «Имарата Кавказ», что отчасти легитимизирует его притязания. Распределение денежных ресурсов, поступающих из Москвы не по прямой линии центр – республика, или центр – край, как это было раньше, но через структуры полпредства ослабляет связь  между центром и конкретными регионами. Даже в случае определенного успеха, формирование отдельного кавказского экономического пространства может только усилить дезинтеграционисткие тенденции в условиях отсутствия жесткого контроля со стороны Москвы.

Во-вторых, изменение схемы, по которой распределялись средства неизбежно ведет к конфликту между региональными руководствами и полпредством, что будет способствовать росту недовольства в среде региональных элит. В лучшем случае, они блокируют деятельность полпреда, в результате социоэкономическая ситуация на Кавказе только ухудшится, но и так мы придем к результату прямо обратному тому, что планировалось. В худшем противостояние «регионалы – полпред», может перерасти в противостояние регионов и центра, поскольку многим региональным верхушкам, прежде всего чеченской, которые в прежней ситуации процветали, будет все менее и менее выгодно подчиняться Москве. В результате мы получаем опять же усиление сепаратистких тенденции, причем на довольно серьезном уровне и ухудшение ситуации в Чечне.

В-третьих, возможное противостояние Кадыров – Хлопонин, наложится на возможный конфликт Путина и Медведева, во многом этот конфликт подталкивая. Кадыров, который долгое время расценивался как человек Путина с амбициями политика федерального уровня неизбежно, по причине указанной выше должен будет войти в конфликт с полпредом. К тому же введение промедведевской фигуры без особого энтузиазма будет восприниматься и премьером, как попытка подорвать его опорную базу, в которой Кадыров был важным элементом. Если не было такого умысла, то все равно, решение будет расценено именно так, что способствует разладу в тандеме. Кроме того, не надо забывать, что Хлопонин войдет и правительство, тем самым увеличив возможный либеральный, контрпутинский блок.

В-четвертых, сдвинуть положение с мертвой точки вряд ли удастся, если принять во внимание фактор двойного подчинения полпреда -  с одной стороны как полпред – он должен будет подчиняться президенту, с другой, как вице-премьер, премьеру. Не удастся избежать и двоевластия на самом Северном Кавказе. Обуздать региональных лидеров, в особенности Кадырова вряд ли может «эффективный менеджер». Нужен жесткий силовик, лучше боевой генерал, ибо сила на Кавказе традиционно пользуется большим уважением, чем некий багаж знаний, приобретенный совсем в другой культурно исторической и экономической реальности. Похоже, что местный менталитет, принимался во внимание в самую последнюю очередь.

Это непосредственно выводит нас на пятый негативный фактор. Негласно сложившаяся в последние года Путинской восьмилетки схема управления Кавказом, в особенности Чечней напоминала модель, существовавшую во времена Российской Империи, Напомним, что это была традиционная имперская модель управления, когда во внимание принимались особенности развития региона во всей его полноте, империя не старалась нивелировать национальные окраины, но наоборот, предоставляла их элитам большую свободу действий, вплоть до функционирования отличных от общеимперских хозяйственных и правовых систем. В то же время, северокавказские области, существовали в широких рамках Кавказского наместничества и как единое целое не были выделены в составе империи. Такая структура стабилизировала национальные области, обеспечивая их лояльность центру. Тенденции возвращения прежней системы, хотя и в модернизированном обличье проявились в полной мере опять-таки в связи с кадыровской Чечней, а шире с теми отношениями, что складывались непосредственно между регионами и Федеральным центром. Теперь эта тенденция подорвана, а значит следует ожидать другого, подхода, единственно альтернативного, основанного на либерально-легитимисткой парадигме, «диктатуре закона», что неизбежно в условиях законодательного закрепления в нашей стране принципов «государства-нации» ведет к нивелированию, универсализации, отрицанию этнических и религиозных различий, стремлению к принципиальной гомогенности. В условиях нарастания в стране, да и в мире целом противоположных тенденций, связанных с оживлением этнических и религиозных дифференциаций, а также из-за усиления этнического и религиозного самосознания растущих кавказских этносов, такой подход не просто ошибочен, но катастрофичен. Те, кто насоветовал Медведеву подобное, не могли не принимать во внимание хотя бы этот аспект.

Есть и факторы связанные непосредственно с личностью Хлопонина. Одним из новых приоритетов для Кавказа, обозначенных в президентском послании, стало выправление экономической ситуации. Казалось бы назначение одного из наиболее успешных российских губернаторов поможет выправить ситуацию, однако практика отправки «варягов» в основном из регионов Урала и Сибири в Чеченскую республику, показала полную бесперспективность такого рода инициатив. Как правило, до открытого конфликта дело не доходило, но не смогшие найти общий язык с региональными элитами, «варяги» тихо и незаметно вынуждены были покинуть свои посты. Риск такого же непонимания, неприятия во внимание сложившихся норм, заметно повышается в рассматриваемом случае, когда отсутствует прямая возможность региональных элит повлиять на деятельность полпреда. К тому же бывший директор «Норильского никеля» вряд ли сможет применить свои весьма специфические знания, связанные с функционированием экономики региона, завязанного на его родную олигархическую структуру в новых условиях, где такой ресурс практически отсутствует. Придется начинать с нуля, и в связи с этим риски повышаются.

Второй момент, это реакция других олигархических групп на назначение главным по Кавказу друга и бывшего однокурсника Прохорова. Им тоже захочется подключиться . Но как? Тут открывается поле для различного рода действий, законных и не очень. В результате ситуация в регионе будет сильно усугублена и борьбой олигархических кланов.

Будут ли какие-то положительные последствия от новой инициативы Медведева? Пока они в отличие от рисков, неопределенны и туманны. В любом случае, Кавказ никогда не был простым регионом, осторожность и продуманность действий здесь необходимы в первую очередь. Будем надеяться, что наша власть знает, как справиться с возможными негативными последствиями новой реформы.

 

Алексей Сибирцев

Новости
06.10.21 [16:00]
В Москве обсудят сетевые войны Запада
10.09.21 [18:00]
Московские евразийцы обсудят современный феминизм
25.08.21 [18:15]
ЕСМ-Москва обсудит экономику будущей империи
03.08.21 [14:09]
Состоялись I Фоминские чтения
21.07.21 [9:00]
Кавказ без русских: удар с Юга. Новая книга В.Коровина
16.06.21 [9:00]
ЕСМ-Москва приглашает к обсуждению идей Карла Шмитта
В Москве прошёл съезд ЕСМ 29.05.21 [17:30]
В Москве прошёл съезд ЕСМ
25.05.21 [22:16]
В парке Коломенское прошло собрание из цикла, посв...
05.05.21 [15:40]
ЕСМ-Москва организует дискуссию о синтезе идей Юнгера и Грамши
01.05.21 [1:05]
Начат конкурс статей для альманаха «Гегемония и Контргегемония»
Новости сети
Администратор 23.06.19 [14:53]
Шесть кругов к совершенству
Администратор 23.02.19 [11:10]
Онтология 40K
Администратор 04.01.17 [10:51]
Александр Ходаковский: диалог с евроукраинцем
Администратор 03.08.16 [10:48]
Дикие животные в домашних условиях
Администратор 20.07.16 [12:04]
Интернет и мозговые центры
Администратор 20.07.16 [11:50]
Дезинтеграция и дезинформация
Администратор 20.07.16 [11:40]
Конфликт и стратегия лидерства
Администратор 20.07.16 [11:32]
Анатомия Европейского выбора
Администратор 20.07.16 [11:12]
Мозговые центры и Национальная Идея. Мнение эксперта
Администратор 20.07.16 [11:04]
Policy Analysis в Казахстане

Сетевая ставка Евразийского Союза Молодёжи: Россия-3, г. Москва, 125375, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605
Телефон: +7(495) 926-68-11
e-mail:

design:    «Aqualung»
creation:  «aae.GFNS.net»