Согласно стратегии ведения сетевых войн, для операционных действий в различных странах создается своя агентура, которая продвигается на всевозможные ключевые посты как в локальных государственных органах власти, так и в международных институциях.
Для этого используются механизмы коррупции или поэтапное ангажирование во всевозможные структуры, имеющие видимость автономных, но подчиняющихся одному центру. Во времена СССР во время научных обменов сотрудники органов госбезопасности тщательно наблюдали, чтобы не происходило утечки информации либо вербовки представителей научного сообщества. Однако, в начале 90-х, после распада советской системы, образовавшийся вакуум быстро начали заполнять всевозможные миссии и организации из США и Западной Европы. Создавая видимость оказания гуманитарной помощи и продвижения демократии, чаще всего, агентура подобных структур занималась сбором информации различного характера (от демографических и статистических данных до промышленных разработок) и вербовкой резидентов. Потенциальных кандидатов приглашают принять участие в программе обмена, пройти курсы повышения квалификции или обучение в США, где происходит мягкая интеграция в особые структуры с абстрактными названиями типа международного бюро, филантропического общества и т.п. В зависимости от обладателя знаний, его могут пригласить на постоянную работу в области наук в США, либо задействовать как своего агента в различных странах. Для осуществления второго варианта может служить дипломатическое прикрытие либо статус сотрудника международной организации. Как правило, граждане США, действующие в других странах имеют достаточный опыт, чтобы не допускать ошибок. Это профессионалы высокого профиля, часто кадровые военные, освоившие дополнительную профессию. Завербованные (тем или иным способом) резиденты, склонны допускать больше оплошностей, хотя, следует отметить и недостаточное внимание к этому вопросу спецслужб в бывших странах Советского Союза. Также клиентуру, каким-то образом задействованную в поездке по Штатам, продолжают мониторить на местах (напр., при встречах выпускников программы ALUMNI, курирующаяся модераторами-затейниками и направленная на выявление потенциальной агентуры). Для примера предлагаем рассмотреть один случай, связанный с гражданином Казахстана. Муратбек Базаралыевич Тунгишбаев закончил в 1999 г. Казахский Государственный Университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана (среднеазиатскому региону уделяется достаточно много внимания со стороны Вашингтона - одних институтов и исследовательских центров, которые занимаются вопросами Азии в США существует более 250!). После этого он продолжил обучение в Сан-Франциско, Калифорнии, в Государственном Университете США на факультете международных отношений. Специализация – международная политика и безопасность. Во время учебы в США Тунгишбаев встречался с рядом аналитиков и политческих дейтелей от сотрудников небольших фондов до сенаторов. В частности, был ангажирован в работу мондиалистской организации «Cовет по мировым делам» (World affairs council). После этого Муратбек возвращается в Казахстан, где занимается различной деятельностью, так или иначе связанной с интересами США. В 2004 г. активно занимается избирательным процессом. Проводит различные тренинги и семинары в ряде городов. Занимает должность директора проекта по наблюдению за выборами Независимой ассоциации наблюдателей (существовала за фонды госдепартамента США). Будучи «независимым наблюдателем», открыто поддерживает оппозиционного кандидата в президенты Жармахая Туякбая. Как сообщает казахская газета «Мегаполис» (№ 27 (342) от 16.07.2007), Тунгишбаев был уличен в срыве предвыборной агитации оппонентов и «попытался «откосить» от составления соответствующего протокола, прикрываясь «специальными полномочиями» сотрудника американского посольства». В то же время сотрудничает с радиостанциями «Свободная Европа» и «Голос Америки», где в качестве независимого наблюдателя дает комментарии о нарушении хода избирательной кампании. В 2005 г. являлся одним из учредителей НПО «Общества молодых профессионалов Казахстана», которое казахская пресса напрямую связывает с Госдепом США. В 2006 г. Муратбек Тунгишбаев работает помощником пресс-атташе посольства США в Казахстане. В частности, лоббировал запуск программы усыновления детей в Казахстане, которая была проектом Национальной Академии США по усыновлению. Эта организация имеет скандальную репутацию во всем мире, так как обоснованно подозревается в торговле человеческими органами (вначале детей усыновляют, потом они «скоропостижно умирают», якобы от неизлечимой болезни). Помимо скандалом в Казахстане, Муратбек не так давно прославился в Сербии, где появился в качестве представителя ОБСЕ и оказывал давление на Республиканскую избирательную комиссию с требованием исключить ряд представителей Международного «Евразийского движения» (МЕД) из списка наблюдателей. Если бы не все предыдущие грешки казахского наблюдателя, возможно ему бы и удалось оправдаться процессуальными нормами и европейским бюрократизмом. Кроме того, члены Республиканской избирательной комиссии официально подтвердили получение всех необходимых документов и аккредитацию наблюдателей от МЕД до того, как начал вмешиваться Тунгишбаев. Выходит, и в Казахстане, и в Сербии, и в других странах (складываем весь информационный паззл деятельности казахского оппозиционера) Муратбек выполнял функцию провокатора, отстаивая интересы чужого государства – США. Их элита давно растит своих агентов не у себя – а на необъятных пространствах континентов. Так выгоднее. Можно «свежие мозги» к себе увезти, а можно использовать и в качестве шпионов. Зачастую вслепую, под видом продвижения демократических ценностей. И в смысле защиты национальных интересов, подобным агентам следует уделять самое пристальное внимание. Ведь их провокации (напоминаем, что подобных сетей вражеской агентуры существует немало и они координируют свои действия) когда-то могут создать эффект лавины, приводя к политической дестабилизации и социальным потрясениям.