Не могу больше писать о «фисташковой революции». В Иране есть Рахбар, Президент, а также многомиллионный народ, проголосовавший на последних выборах за идеалы революции 1979 года. Сами разберутся.
Поговорим лучше о Любви. Ведь как сказал Лев персидской поэзии Низами Гянджеви Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф в сказании «Хосров и Ширин»:
«Все ложь, одна любовь указ беспрекословный,
и в мире все игра, что вне игры любовной…
Кто станет без любви, да внемлет укоризне:
он мертв, хотя б стократ он был исполнен жизни».
Сухой путь
Когда человек одержим идеей, то мир перестраивается под идею, становится таким, каким его видит Энтузиаст Идеи. В мире погибают его объективные качества. Три мудреца: Дюран, Башляр и Элиаде сказали, что первичен имажинер, фантазия, грёзы и траект. Всё остальное формируется из грёз по мановению волшебной палочки. Вселенная соткана из мифов. Только попробуй обратится к мифу и заглянуть в его алую пасть, о… Вы попадаете в его нежные объятия или в коварный желудок. А там живут иные звёзды и странные города… И миф переворачивает для вас мир именно той стороной какая вам (или ему?) нужна.
Когда мужчина идёт к Полюсу, он идёт «сухим путём». Так называли эту бриллиантовую дорогу в средневековой алхимии. Мужчина идёт быстро и активно, время от времени, внятно произнося для ошалелых возничих спокойный и жестокий приказ: «Вперёд». Это девиз капитана Гаттераса (вот кто по определению Головина – «живая магнитная стрелка»). Суровый капитан мчался по «сухому пути» как сумасшедший в сторону Полюса. Его корабль назывался «Форвард» (Вперёд!).
««Форвард» выдержал испытание: путь, пройденный им за пять месяцев, другие мореплаватели проходили в два-три года». (Ж. Верн «Англичане на Северном Полюсе»). Поэтому сейчас надо двигаться очень быстро, это принцип «сухого пути» в любых краях, куда бы мы не отправились. И миф специально для Героя превращает мир в «сухой путь».
Например, в Исфагане, таксист говорит: поедемте, посмотрим бани. Русских невозможно удивить банями. Приезжаем в средневековые персидские бани. Там есть свет и мозаика, но нет ни капли воды.
Провожатый говорит – поедемте, посмотрим на реку, месяц назад я катался по ней с женой на лодке и водном мотоцикле – там можно увидеть прекрасные старинные мосты. Приезжаем на реку, именуемую Зайенде-руд (Рождающая река). Через неё перекинуты двадцать удивительных мостов. Но воды в реке нет, только потрескавшаяся сухая земля. Я требую идти по руслу к верховью, только так мы придём, куда нужно.
Так шёл кабардинский рыцарь на русской службе Александр Бекович-Черкасский (Девлет-Гирей-мурза ) от Каспия по засохшему руслу Узбоя к Золотой Дарье-реке и садам прекрасной Хивы. По заданию Петра Великого во главе казачьего отряда он искал дорогу в мифическую Индию. Хивинского хана соседи называли душегубцем и драконом. Если бы Черкасский убил Хана, он получил бы своё Эльдорадо – оазис волшебного Хорезма. Но Пётр приказом запретил по дороге убивать ханов и драконов, и в результате Дракон убил Рыцаря и пил из его черепа кумыс. (Я и раньше догадывался, что драконы обожают кумыс).
Пётр перед смертью считал своим главным несделанным деянием - неотмщение за смерть Черкасского. Пётр жалел, что сам не пошёл «сухим путём», а всю жизнь двигался по «влажному» – этот путь затянулся, Пётр не завершил своих трудов. Бекович-Черкасский прошёл «сухой путь» быстро. Прошёл и погиб. А Гаттерас сошёл с ума. Так бывает. Что произошло с отчаянным конкистадором Агирре из одноимённого фильма Херцога? Да откуда и зачем нам сие знать? В конце концов, «сухой путь» - это личное дело тех, кто идёт по нему.
Поэтому я буду больше говорить о Мостах.
Сады ассасинов
Мосты над сухими реками более всего похожи на миражи. Мост «Марнан» и звучит как «Мост Мираж». Когда идущий сухим путём конкистадор забредает на эти мосты, он попадает в сады героических исмаилитов.
На мосту Марнан нас окликнули три прекрасные персиянки из страны чистого света, камелий и невест. Это враньё, что в Иране девушки забиты и униженны. Они обычно гоняют на мотоциклах, размахивая флагами, и первыми знакомятся на улицах. Девы заявили, что, увидев нас, они сразу захотели снять свои хиджабы. Я ответил, что чёрные косынки им очень к лицу, они утончают удивительную красоту. Мы долго говорили о свободе и молодости, об исфаганских двориках и американских ценностях. Я попросил переводчика перевести старинную рыцарскую Тайку:
Девушка с глазами газели
Выходит замуж за американца –
Зачем Колумб открыл Америку?
Глядя в нефритовые «газельные» очи девушки по имени Бахор, эту самую Америку хотелось закрыть раз и навсегда. Чтобы не было больше прецедентов. Ширазские девушки высокие и зеленоглазые, керманские – кареглазы, когда их обнимаешь – дрожат всеми фибрами души, как пугливые лани. В шиитском Иране конечно так не принято, но для русских путешественников Девы Моста сделали исключение.
Любовь не всегда подразумевает собой секс. Это особая энергетическая субстанция с голосом голубя и колором пены морской волны. Невидимые волны сухой реки заплели мост снежной горячей пеной и зелёной сосны водой, той, что не мочит рук. Только иранские и иронские девушки сами объясняются мне в любви. Это тайная симпатия к сыну Турана. Concindenta Oppositorum.
Любовь — михраб ветров, к зениту вознесенных,
И смерть иссушит мир без вод страны влюбленных.
О, волшебные мосты Исфагана, лучезарные острова зеркалообразной страны! Вы отрада для солнечных убийц, идущих к леденящий мир цели! На Мосте 33-х арок, в одной из заповедных ниш стоял статный красивый мужчина и пел. Я спросил его, чем он так одержим, и певец мне ответил: Любовью. Страстью к Женщине и запредельной любовью к имаму Али. Его слушали ангелы и соловьи. Небеса расцветали персидскими гелиотроповыми строками и утончёнными карминовыми арабесками, в мраморных облаках плясали рубиновые сабли и огненные птицы киновари.
Я встал в соседнюю нишу и посмотрел на компас:
И если бы магнит был не исполнен страсти,
Железо привлекать он не был бы во власти.
Моя Любовь гнала меня к Золотой реке, до неё осталось совсем недалеко. Но я буду вечно вспоминать великолепные хрустальные мосты. Моё лицо будет разглаживаться от детской улыбки ассасина, побывавшего в райских садах, построенных для Небесной Любви. Уже в этом мире или уже в том.