Портал сетевой войны ::  ::
ССЫЛКИ
Новороссия

Релевантные комьюнити ЕСМ:
rossia3
ru_neokons
ЕСМ - ВКонтакте
Дугин - ВКонтакте

Регионы ЕСМ

Дружественные сайты

Прочее

Карта сайта

>> >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
ЗА РУБЕЖОМ
3 апреля 2011
В интересах флота
Будущее российско-украинского военного сотрудничества пока туманно

25 марта в Москве министры обороны Украины и России Михаил Ежель и Анатолий Сердюков обсудили 12 вопросов военно-технического сотрудничества стран и, в частности, использование судостроительных и судоремонтных заводов Украины в интересах Черноморского флота России.

Впервые на таком высоком уровне обсуждали судостроительные возможности Украины. В Николаеве расположены верфи, которые во времена Советского Союза строили корабли класса «авианосец». После развала СССР Россия «забыла» про существование этих верфей. До последнего времени Россия продолжала сокращать Черноморский флот и продавать остатки своих авианосцев. Поэтому расширение сотрудничества в этой области было для официального руководства ненужным.

Для Николаева развитие судостроения – ключевой фактор «выживаемости» города. Экономика Николаева построена отчасти на нем, отчасти – на металлургии и химической промышленности. В Николаеве три судоверфи – это в прошлом стратегически значимый объект «Черноморский судостроительный завод» (ЧСЗ), Судостроительный завод имени 61 коммунара и завод «Океан».

Ключевой из них – ЧСЗ. Именно на нем был построен единственный оставшийся у России авианосец «Адмирал Кузнецов». После 1991 года украинские политики не знали, что с ним делать. Продукция оказалась не нужна и России. В результате были «порезаны» на металлолом два авианосца: «Ульяновск» и «Варяг». В 1990-е и 2000-е из-за отсутствия заказов ЧСЗ переориентировался на строительство танкеров для западных фирм. Из 40 тыс. человек персонала (1991 год) на сегодняшний день работают только 2 тыс. (в основном административный персонал). Помещения завода, в основном, отдаются под аренду мелким и средним фирмам. В такое состояние он был приведен, в частности, при помощи российского предпринимателя Игоря Чуркина (некоторое время безуспешно скрывавшегося в Сербии), который, купив акции завода, начал их распродавать и фактически разваливать его.

Из-за стратегической важности ЧСЗ для жизни города общественные организации и политпартии, которые действуют в Николаеве, постоянно поднимают вопрос о восстановлении ЧСЗ и возвращении его государству. Однако оно не способно ни восстановить, ни защитить завод. Украина перед дефолтом – денег нет и не будет в ближайшее время.

Завод имени 61 коммунара действует до сих пор. Именно здесь был спущен на воду ракетонесущий крейсер «Москва» - флагман Черноморского флота России. Это завод специализируется на выпуске больших противолодочных кораблей, которые сейчас и составляют его костяк.

Завод «Океан» в 2000 году бы куплен голландской фирмой Damen Group и продолжает выпускать много- и средетоннажные «гражданские» (в основном, торговые) суда.

Нельзя сказать, что со встречи министров обороны в судьбе многотоннажного российского судостроения на Черном море началась новая эпоха.

Об этом может свидетельствовать стратегическое решение (сомнительное в военном и экономическом плане) о покупке вертолетонесущих кораблей «Мистралей» у Франции. ЧСЗ мог бы обеспечить России собственное производство кораблей такого класса. Однако в некоторых силовых кругах РФ бытует мнение, что Украина не способна выступать военным партнером в силу своего политического непостоянства. Об этом свидетельствует предложенное в прошлом году вице-премьером РФ Сергеем Ивановым сворачивание некоторых контрактов с предприятием «Мотор Сич», поставляющим составные части для российских вертолетов и самолетов. Это тем более странно, что даже в период противостояния российского правящего тандема с украинским президентом Виктором Ющенко «Мотор Сич» и лично его директор Вячеслав Богуслаев продолжали подчеркивать свои связи с России и то, что они не остановят сотрудничество с нашей страной в угоду политической конъюнктуре («Мотор Сич» - приватизированный завод).

Вполне легко можно связать этот шаг С. Иванова с общей политикой российского руководства, ориентированного на установление стратегического военно-политического альянса со странами Запада. В таком ракурсе, кажется очевидным, что Россия не намерена развивать ВПК, обособленное от европейского и американского. Это подтверждается и увеличивающимися закупками иностранных образцов боевой техники для Российской Армии.

К сожалению, мы точно не знаем, о чем могли говорить министры обороны двух стран на встрече на прошлой неделе. Есть только догадки. Одной из них – и вполне правдоподобной – может быть и то, что Россия и Украина пока присматриваются в плане судостроения друг к другу.

Как  мы помним, после победы Виктора Януковича на выборах в 2010 году и «позитивного поворота» российско-украинских отношений, Объединенная судостроительная корпорация России присматривалась к николаевским верфям, но безуспешно. Украинцы посчитали – как и в случае с Объединенной авиастроительной корпорацией, – что условия сделки слишком невыгодные для них.

Логика проста – мы можем то же самое продать европейцам – предложите больше!.. Сначала это несколько ошарашило российских коллег, став холодным душем для двусторонних отношений. Украина, восстанавливая свое посредническое положение между Россией и Европой, начинает фактически шантажировать обеих в плане продажи своей собственности и – как это ни странно может показаться на первый взгляд – политики.

С этим связано неучастие российских кампаний в приватизационных тендерах по покупке крупных предприятий, типа «Укртелекома». Янукович выстраивает экономику так, чтобы не зависеть от российского капитала.

В таком ракурсе, возникает вопрос – нужно ли вообще Украине военно-техническое (и в частности, судостроительное и судоремонтное) сотрудничество с Россией?

С одной стороны – да, нужно. Николаев пока не может прожить без загрузки своих верфей со стороны России. С другой стороны, Украина едва ли в ближайшие пять лет озаботится переоснащением своего флота. А значит, и развивать собственное судостроение у нее выгоды нет (по мысли нынешнего политического руководства). Остается продажа или аренда.

Россия выглядит самым логичным претендентом. Однако нужен ли Кремлю расширенный Черноморский флот? С 2007 года российские суда вновь вышли в патрулирование в Средиземном море (что теперь совершается регулярно). Следовательно, флот должен развиваться. Особенно это становится видно при анализе меняющейся обстановки на Ближнем Востоке и в странах Магриба. Однако сразу после подписания Харьковских соглашений было уволено достаточно много офицеров ЧФ РФ. О чем это говорит? Думаю, о том, что Россия до сих пор не приняла принципиального решения о судьбе собственного флота в Черном море. Еще совсем недавно серьезно оценивали перспективы перевода ЧФ в Новороссийск.

Поэтому – и скорее всего – пока речь может идти лишь о новой загрузке действующих николаевских верфей для ремонта и пополнения кораблей ЧФ. Однако об изменении судьбы «стратегических» судостроительных заводов, а значит о об изменении глобальной военно-морской политики России говорить рано. 

 

Олег Горбунов

Новости
06.10.21 [16:00]
В Москве обсудят сетевые войны Запада
10.09.21 [18:00]
Московские евразийцы обсудят современный феминизм
25.08.21 [18:15]
ЕСМ-Москва обсудит экономику будущей империи
03.08.21 [14:09]
Состоялись I Фоминские чтения
21.07.21 [9:00]
Кавказ без русских: удар с Юга. Новая книга В.Коровина
16.06.21 [9:00]
ЕСМ-Москва приглашает к обсуждению идей Карла Шмитта
В Москве прошёл съезд ЕСМ 29.05.21 [17:30]
В Москве прошёл съезд ЕСМ
25.05.21 [22:16]
В парке Коломенское прошло собрание из цикла, посв...
05.05.21 [15:40]
ЕСМ-Москва организует дискуссию о синтезе идей Юнгера и Грамши
01.05.21 [1:05]
Начат конкурс статей для альманаха «Гегемония и Контргегемония»
Новости сети
Администратор 23.06.19 [14:53]
Шесть кругов к совершенству
Администратор 23.02.19 [11:10]
Онтология 40K
Администратор 04.01.17 [10:51]
Александр Ходаковский: диалог с евроукраинцем
Администратор 03.08.16 [10:48]
Дикие животные в домашних условиях
Администратор 20.07.16 [12:04]
Интернет и мозговые центры
Администратор 20.07.16 [11:50]
Дезинтеграция и дезинформация
Администратор 20.07.16 [11:40]
Конфликт и стратегия лидерства
Администратор 20.07.16 [11:32]
Анатомия Европейского выбора
Администратор 20.07.16 [11:12]
Мозговые центры и Национальная Идея. Мнение эксперта
Администратор 20.07.16 [11:04]
Policy Analysis в Казахстане

Сетевая ставка Евразийского Союза Молодёжи: Россия-3, г. Москва, 125375, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605
Телефон: +7(495) 926-68-11
e-mail:

design:    «Aqualung»
creation:  «aae.GFNS.net»