Ещё после первого украинского Майдана 2004 года стало понятно, что смена власти насильственным путём в разных странах, будь то Ливия, или Сирия, или Югославия, происходит по одним и тем же сценариям. Общий анализ событий помогает вычленить составные ингредиенты рецепта оранжевой революции:
1. Уличный протест как начальная фаза революции. На Майдане/Болотной/Сахарова должна появиться критическая масса несогласных с «преступным режимом» «рассерженных горожан». 2. Активное ядро протеста. Из уличной массы выделяются боевики, зачинщики беспорядков, будущие сотники Майдана, дисциплинированные и организованные для конкретных задач. 3. Заговор внутри элит. Чтобы аккумулировать протест, необходимо, насколько это возможно, парализовать работу государственных структур: МВД, спецслужб, вооружённых сил, казначейства. 4. Развязывание информационной войны. Включение якобы независимых СМИ в «оранжевые» сетевые структуры. 5. Участие внешних сил. Именно они объявляют протест «легитимным», а власть, этому протесту противостоящую, - «тиранической».
Все эти условия работают синхронно. Отсутствие какого-либо пункта обрекает повстанцев на неудачу. Из этого понимания вытекают способы противодействия каждому из них:
1. В агитации (СМИ, соцсети, улица) антимайданного движения необходимо доказывать отсутствие социальных причин протеста. Большинство населения столичных мегаполисов – люди относительно не бедные. Это менеджеры среднего звена и представители мелкого и среднего бизнеса, потенциальные пользователи соцсетей. Именно они способны тратить много свободного времени на участие в уличных акциях.
2. Боевые группы противника должны быть полностью блокированы. Необходимо в кратчайшие сроки сформировать альтернативные боеспособные группы (сотни антимайдана) для задержания провокаторов. Оставшись без основных технологов, массовка быстро превратится в безвольное стадо. Ораторы на митингах – всего лишь говорящие головы, основой сетевой структуры всегда является низовой состав активистов. Они не «светятся» в СМИ, но составляют профессиональный костяк любой акции. Все возможные их провокации должны тщательно фиксироваться на фото/видео-носители и быть обнародованы.
3. Блокировать местные элиты по средствам устрашения. Элиты «покупаются» западными державами за обещания неприкосновенности. Большинство крупных чиновников и депутатов не готовы к политическому преследованию, и поэтому чувствуют себя не слишком уверенно. Не многие из них готовы расстаться с бизнесом, банковскими счетами и хлебной должностью во имя революционных идей. Это их слабое место, в которое нужно надавить.
4. Чтобы отвлечь внимание от злободневных проблем, нужно максимально снизить эмоциональный накал информационной войны. Следует избегать громких заявлений и истеричной риторики. Оранжевые революции – это чисто технологическое явление и защищаться от них нужно соответственно: профессионально, структурно, осмысленно. В любом случае, время будет работать на нас. Массы рано или поздно устанут от политических баталий, и накал страстей начнёт остывать. Поэтому руководству страны необходимо тянуть время, не торопиться идти на компромиссы и выполнять условия протестующих.
5. Принято считать, что внешние силы лишь используют внутренние проблемы страны в своих корыстных интересах. Это не правда. Ситуация 1945 г. была в социально-экономическом плане много хуже ситуации 1991 г., и даже 1917 г. , но никакой революции тогда не последовало. Потому, что любая революция – это итог пропаганды, а не социального недовольства. Главный источник пропаганды в современном мире – это сам современный мир со всеми качествами глобализации. Реклама, поп-культура, ток-шоу, глянцевые журналы десятилетиями прививали человечеству идеологию потребления. Подавляющее большинство сегодняшних оппозиционеров разделяет либеральную идеологию и считает себя частью прогрессивного Запада, забывая о том, что сама сегодняшняя РФ во многом является продуктом либеральной оранжевой революции 1991 г., а предыдущее поколение революционеров могли только мечтать о столь глубокой вестернизации России в ХХI веке. Напомним, что в конце 80-х не было ни BMW, ни twitterа.
Вывод: для успешного противостояния «оранжевым революциям» необходимо контролировать информационные потоки, а для этого нужно в полной мере владеть всеми доступными средствами сетевых коммуникаций. Легче победить врага его же оружием, чем изобретать велосипед.