Центр Консервативных Исследований и Кафедра социологии международных отношений представляют серию еженедельных интеллектуальных семинаров социологического факультета МГУ под руководством профессора А.Г. Дугина.
23 ноября в 19.00 состоится семинар на тему «Социология русского раскола».
Прямая трансляция семинара на сайте www.evrazia.tv.
Основной доклад на тему «Русское старообрядчество: дисциплина эсхатологических дистанций» сделает профессор А.Г. Дугин.
Также будут представлены следующие доклады:
· «За словами неокружнического спора» - к.ю.н., доцент социологического факультета МГУ В.И. Карпец;
· «Старообрядческое мировоззрение» - к.и.н., старший научный сотрудник ИВИ РАН А.В. Муравьёв;
· «Эволюция старообрядческой интеллектуальной мысли» - к.и.н., доцент РНУ Р.А. Майоров;
· «Экклесиологические перспективы православного старообрядчества (единоверия)» - зам. руководителя Центра консервативных исследований М.А. Тюренков;
· «Радикальные течения старообрячества» - эксперт Центра консервативных исследований М.С. Мошкин;
Тезисы доклада профессора А.Г. Дугина:
1. Старообрядчество феномен гигантского масштаба. Его можно рассматривать с разных сторон. Я предлагаю выделить несколько подходов: 1) социологический, 2) экзистенциальный, 3) философский, 4) иероисторический, 5) геополитический.
2. Социологически. Старообрядцы сконструировали особое общество, основанное на глубинных социологических принципах. В основе лежит дуализм, сводимый к геноновской дихотомии: Традиция/современность. Традиция = сакральное; но современность не столько профанное (в смысле Дюркгейма), сколько «антисакральное», в смысле «Великой пародии» Генона. Для старообрядцев дуальность традиция/современность (старое/новое) имеет определяющее значение. Их позиция такова: за Традицию против современности и за старое против нового. Иными словами, это радикальная версия традиционализма. Старое – благо, новое – зло, антиблаго.
3. Второй пункт: старое ушло, а новое наступило. В балансе старого и нового в конкретный момент (раскол, Никоновские реформы) произошел необратимый сдвиг: новое стало доминировать над старым. Современность победила Традицию. Было построено современное общество вместо общества Традиции. Старообрядцы – те, кто хотят разделить судьбу Традиции во всех случаях: в триумфе и поражении. Старообрядцы признают себя социально и исторически проигравшими; в победившей современности они хотят быть проигравшими – это их свободный выбор. Так они строят общество (малое общество сами староверов) на основании радикального отторжения окружающего их нового общества (общества апостасии). Так создается фундаментальная дистанция: человек против окружающего мира. Экзальтация этой дистанции у радикальных старообрядцев (особенно на первых этапах) доходит до гарей («Скончевайте же нас поскорее – а то бытие нам при вас надокучило» - Игнатий Соловецкий. Аввакум: «Русачки же мои миленькие не так – во огнь дерзают, а правоверия не предают»).
4. Итак: староверы утверждают социологический дуализм, основанный на диакрисисе, на различении (см. А.В. Муравьев на прошлом семинаре о Платоне и различении духов), и выстраивают на его основании контр-общество, радикально противоположное окружающей социальной среде. Среда есть зло. Ему надо оппонировать, стягиваясь к точкам глобальной периферии. Меняется топология и карта пространства: в центре находится периферия (Вавилон, дьявол), на периферии находится «укрывавшийся центр». Сами староверы не просто Традиция, они гонимая Традиция, преследуемая Традиция, казнимая Традиция. Традиция в трагедии.
5. Экзистенциально: ассимиляция социологического дуализма старообрядцами выстраивает новый тип старообрядческой личности и со специфической формой экзистирования. Эта личность, принципиально отчужденная от среды. Она не доверяет среде. Показательны идеи бегунов-безденежников о том, что «антихрист отравил воды земные» и креститься можно только в дождевой воде, в лужах. Староверы поместили бытие внутрь, «все в тоби!» и тем самым конституировали субъекта. Обреченный субъект бегунства и нетовщины – уникальное явление в русском обществе. Субъект открывается в предельном отчаянии – на максимальной дистанции от общества: тогда, когда Традиция исчезает, удаляется. Субъект – богооставлен. Красная подушка. Экзистирование есть конституирование богооставленности в среде, то есть опустошение, у-ничто-жение среды. Такая дистанция есть предпосылка для рождения воли. Староверы, тем самым, наиболее «западная» часть общества, теснее всего связанная с логосом – с разумом и волей.
6. Философски: староверы отделили теологию от мира, то есть Логос от фюзиса. Тем самым они организовали «койнонию логоса» (сами староверы) в оппозиции «койнонии фюзиса» (никониане, кадровые). Философия основана на аскетической практике. Без отступления от феноменов невозможно созерцать идеи. Старообрядцы – среда становления русской философии.
7. Иероисторически: староверы живут в пост-истории. История завершилась не с Бодрийяром и не с Фукуямой, но с патриархом Никоном. Самое странное уже произошло. Катастрофа не в будущем, но в прошлом. Смысл истории в том, что она священна. Не священное не может быть историей. Поэтому старообрядцы живут в остановившемся времени. Опыт пост-истории – санкт-петербургский, советский и современный есть синхроническое пребывание в аду. Романовский-советский-демократический ад является сплошной средой.
8. Геополитика раскола: староверы были носителями духа и культуры Московской Руси (Восточной Руси) перед лицом Западной Руси (активно присоединяемой в XVII веке к России) и никоновского «православного эйкуменизма» с греко-малороссийским уклоном.
9. Вывод: старообрядчество является социально-культурной средой русского традиционализма (различие между традиционализмом и Традицией показано в книгах «Постфилософия» и «Радикальный Субъект и его дубль»), в которой наличествует более всего предпосылок для Логоса; это трезвящееся состояние интенсивного различения, выпаривающего Логос из Хаоса, освобождающего дух или природы.
Начало в 19.00. Социологический факультет, ауд. 408. Для прохода необходима предварительная регистрация.
Справки по телефону (495) 939-27-45.