19 марта в помещении офиса Международного Евразийского Движения состоялся семинар, посвященный тенгрианству – древней религии тюркских народов. В семинаре приняли участие известный писатель, классик современной алтайской литературы Бронтой Бедюров, исследователь древнетюркского языка и тюркской рунической письменности Андрей Кривошапкин, активист движения по возрождению тенгрианства Святослав Михайлов, сотрудники Международного Евразийского Движения Александр Кузнецов и Леонид Савин.
Актуальность данной темы не подлежит отрицанию, поскольку на сегодняшний день тюркские народы составляют около 20% населения Российской Федерации. Если же учесть, сколь велик процент тюркской крови в составе государствообразующего великорусского этноса (об этом замечательно сказал еще в 1921г. выдающийся лингвист и философ-евразиец Николай Трубецкой: «Чингисхан – наш отец»), то отпадут последние сомнения в необходимости изучения древнетюркского наследия. Наиболее сильно и незамутненно тенгрианские архетипы проявляются у тех тюркских народов, которые не приняли христианство или ислам, а остались верны древним архаическим культам и традициям шаманизма: якутов, алтайцев, тувинцев, хакасов.
Бронтой Бедюров, открыв семинар, отметил, что тенгрианство в своей основе является монотеистической религией и признает существование Бога-творца. Вместе с тем тенгрианская традиция выстраивает гибкую схему взаимодействия человека с природой и с космосом. В древнетюркской традиции человек не противостоит остальному творению как «венец природы», но осуществляет с ним гибкий энергетический обмен. В религии тюркских народов существует большое количество промежуточных инстанций между Отцом-Тенгри и человеком. Это и могущественные благие существа, которых христиане и мусульмане называют ангелами, а язычники – малыми богами, и духи предков. По убеждению Бедюрова, ученые-исследователи называющие тенгрианство культом Неба, неправы. Небо является лишь видимой и наиболее убедительной манифестацией Тенгри. Тюркские шаманы делят космос на три мира: Верхний, Средний и Нижний. Нижний мир – это мир грубой материи, доступный нашим чувствам. Средний – тонко-материальный мир мировой души, куда путешествуют шаманы во время своих экстазов. Верхний – мир богов-ангелов. В этом представления тенгрианцев совпадают с картиной мира индейцев Северной и Южной Америки, народов Африки и аборигенов Австралии и Океании.
Андрей Кривошапкин осветил принципы рунической письменности, древнейшего тюркского алфавита, известного нам по знаменитым орхонским надписям. Всего в древнетюркском силлаботоническом языке были 53 руны. Однако руны не только обозначили слоги на письме, но и несли в себе глубочайшую смысловую и мистическую нагрузку, фактически описывая в разных сочетаниях всю человеческую судьбу, все коллизии, которые могут произойти с человеком за его краткое существование, но одновременно и путь его духовного свершения. Так, второе значение некоторых рун можно сопоставить со значением чакр, мистических стадий духовного и физического становления человека в индийской и тибетской буддийской традициях. При этом 41 руна описывает возможные коллизии человека в плане воинской ориентации, материальных дел и благ и семьи, тогда как остальные двенадцать рун «присущи только человеку, дошедшему до стадии вождя, пророка и духовидца». А.Кривошапкин принес в штаб-квартиру Движения т.н. «кэса», рунические палочки, использующиеся во время гадания. Часть рун описывают, по мнению исследователя, взаимоотношения человека с таинственным миром предков. Наследие предков являлось важным элементом в воспитании тюркских подростков. По этому критерию определяли дальнейшее направление развития молодых тюркских юношей. Старейшины распределяли, кому из них быть шаманом, кому воином, кому - мирным скотоводом. Если же речь шла о сироте, то ему мистически «подыскивались» предки в Среднем мире. По мнению якутского ученого, направление жизни и деятельности человека определяется до четырнадцати лет. Позднее говорить о каком-либо воспитании не имеет смысла. Достоверно известно, например, что среди офицеров и прапорщиков нашей армии очень много ленивых, трусливых, да и просто случайных людей. Чему же удивляться, если в офицерские училища люди идут только в восемнадцать лет, когда о каком-то воинском духе говорить уже поздно?
В завершение семинара наследники традиций якутских и алтайских шаманов погадали евразийцам на кэса. Одному выпала счастливая любовь, другому – возможность контакта со световыми сущностями. Движению же было обещано процветание и материальное благополучие.
Александр Кузнецов