Андрей Коваленко: Машук 2011 и мифы о Кавказе Рассказ участника преподавательской группы ЕСМ о своем участии в общероссийском молодежном лагере
Как и многие другие участники Форума «Машук-2011» я ни разу не был на Кавказе, и с реалиями местной жизни был знаком разве что из выпусков новостей о спецоперациях в Дагестане, Чечне и т.д. На видеокадрах с мест событий, как правило, ребята в масках штурмовали какой-нибудь дом, подрывались машины, недружелюбно исподлобья поглядывали бородатые люди с выбритыми усами. Интуитивно было, конечно, понятно, что под мифическим «Северный Кавказ» скрывается нечто иное и совсем не совпадающее со своим медийным образом.
Причудливая мозаика из иллюзий и образов, связанных с Кавказом, куда входили митинги «Хватит кормить Кавказ», ваххабитское подполье, «лесные братья», лермонтовский Кавказ, злые черкесы с кинжалами в зубах, лезгинка на улицах Москвы, продавцы арбузов и «Мимино», начала складываться в связную картину уже в первые часы после прилета в аэропорт Минеральных Вод. Если еще в полете кто-то неловко пытался шутить, что встречать нас будут на УАЗике, чтобы обеспечить работой где-нибудь на кирпичном заводе под Махачкалой на ближайшие 5-6 лет, то сразу после выхода к встречающим это впечатление рассеялось. Встречал нас добродушный и несколько уставший после длительного ожидания кавказец. Ни Минеральные Воды, ни Пятигорск, ни Нальчик, который удалось посмотреть несколькими днями позднее, ни одной своей чертой не излучали опасность.
Но еще большее впечатление произвели все последующие дни, когда довелось читать лекции молодым парням и девушкам из всех северокавказских республик. Три группы (примерно по 20 человек каждая), с которыми я общался и устраивал различные тренинги, состояли из осетин, карачаевцев и черкесов. Первое впечатление – почти детская искренность, традиционная прямолинейность и желание обсудить наболевшие проблемы. Первые дни были самыми запоминающимися, поскольку уже через несколько дней собравшуюся молодежь привлекли к написанию каких-то бессмысленных бизнес-проектов, которым, видимо, предначертано было пылиться на полках в кабинетах местных чиновников еще до начала лагеря.
Живое общение и соучастие всех слушающих в происходящем удалось установить уже через 10-20 минут после начала лекции, когда собравшиеся с удивлением обнаружили, что под видом курса «Современная общероссийская идентичность» им приехали не впаривать дешевые байки о толерантности, «россиянстве» и «суверенной демократии», а ознакомить с фундаментальными этносоциологическими положениями, снабдить фундаментальной научной методологией, позволяющей вести дискуссию даже с самым подкованным в «национальном вопросе» оппонентом. Наиболее интересными поэтому стали интерактивные формы взаимодействия с аудиторией. Например, группой из примерно 40 человек проигрывалась ролевая игра, в которой одна группа выступала от лица русских скинхедов, другая – от лица чеченцев, третья – от западных правозащитников, последняя – от Кремля. Правозащитники и представители западных фондов тут же попытались наладить отношения со скинхедами, подогревая их пыл лозунгами «Хватит кормить Кавказ», и с чеченцами, рассказывая им о многовековом угнетении чеченского народа и имперских амбициях Москвы. Кремль неловко пытался этому противостоять, а сами чеченцы и русские националисты в итоге нашли намного больше общего, договорившись об объединении на общей консервативной политической платформе против гей-парадов и прочих прелестей гражданского общества. Позднее разыгранную ситуацию удивительным образом подтвердила реальность, когда представители радикальных русских националистов под предводительством Демушкина отправились небольшой группой в Чечню и легко нашли там общий язык с местными властями и простыми чеченцами.
Такие и подобные ситуации, в которых разыгрывалось противостояние и борьба за Кавказ разных геополитических сил в лице Вашингтона и Кремля, либералов и консерваторов, левых и правых, ваххабитов и суфиев, сепаратистов и имперцев разыгрывались каждый день. И каждый день в диалогах и дискуссиях людей, живущих на здесь уже много лет, Кавказ открывался нам с новой стороны, ставились и разрешались самые тяжелые политические, религиозные и социальные проблемы региона. Главное, этносоциологический подход дал участникам полноценную трехмерную картину происходящих событий и позволил уже без дополнительных вопросов самостоятельно отвечать на вопросы о событиях на Манежной площади или в Кондопоге, встраивать любые политические события в общий этносоциологический и геополитический контекст. Пожалуй, самым трудным было развеять устоявшуюся мифологию об общероссиянской гражданской идентичности и толерантности, но в итоге большинство все же уяснило, что русскому народу и соцветию кавказских этносов абсолютно нечего делить на общем геополитическом пространстве Евразии.
Интересный случай произошел в один из последних дней первой смены, когда нужно было уже уезжать из лагеря. В финальном тренинге Вашим покорным слугой обыгрывалась ситуация приезда правозащитника на Кавказ и попытка сломить групповую этническую, народную и цивилазационную идентичность местного населения, навязав им идеологию прав человека. Роль гастролирующего ярого правозащитника пришлось разыгрывать самому, потому что местные жители питали к такого рода гражданам явную неприязнь. «Вразумлять» туземное население и рассказывать о всех прелестях гражданского общества пришлось громко и эмоционально, в результате чего через некоторое время к шатру, где проходила дискуссия, стали стекаться проходившие мимо чеченцы, ингуши и дагестанцы, явно не понимающие, что высказывается не реальная позиция, а лишь роль. Прослушав несколько минут мои «наезды» на их «дикость» и нежелание строить «цивилизованное гражданское общество», многие уже готовы были ввязаться со мной в драку, но ограничились в итоге лишь угрожающими репликами: «Эээ, ты сам-то кто такой!?», «Сам-то откуда!? Э! Езжай обратно в свою Пендосию!» Однако, узнав, что стали участниками разыгранной ситуации, все дружно посмеялись и похлопали меня по плечу за неподдельную убедительность разыгранной роли.
В целом же дискуссия проходила в уважительной и форме. И вспышки пассионарности горных народов ограничивались громким скандированием «Россия! Россия! Россия!» или «Ислам – религия мира и добра! Аллаху Акбар!»
В итоге, если в первый день мы приезжали на чужой и непонятный Кавказ, то уезжали уже с русского Кавказа, на котором нашлись десятки единомышленников: отличных ребят, готовых жить и жертвовать ради русского Кавказа и нашего общего дома – России-Евразии.