Поэтическая атака в Калуге Евразийцы призывали к звездам
В последних числах октября в городе Калуге местным подразделением Евразийского Союза Молодёжи была проведена Поэтическая акция. Молодые евразийцы читали собственные стихи. Данное событие освещал корреспондент одного из калужских изданий. К числу слушателей принадлежали все, кто присутствовал в это время в Сквере Мира, центр которого украшен памятником К.Э. Циолковскому.
Почему инициаторы акции выбрали именно это место? Один из лидеров калужской ставки ЕСМ – Роман Гришин – во вступительном слове дал пояснение. Дело в том, что Циолковский, чьё 150-летие отмечается в этом году, – это величайший Русский Поэт. Да, он не писал стихов. Но то, что он сделал – самый настоящий поэтический жест: Циолковский указал нам путь к звездам. А это и есть Поэзия в самом глубоком смысле слова.
В современном мире, – продолжал лидер ЕСМ-Калуга, – озабоченном исключительно «земными», прагматичными интересами, само устремление взгляда к звёздам есть революционно-поэтический акт. Мы живём в насквозь искусственную, пластмассовую эпоху. Люди уже не ощущают непосредственное присутствие живого Духа. Они перестали быть романтиками, перестали воспринимать жизнь во всей её полноте. Всеми делами в этом мире заправляют зарвавшиеся плебеи – выразители убогого торгашеского духа. Бог, Божественное сегодня по-настоящему никого не интересуют. И для того чтобы напомнить людям о Высоком, о том, что в мире, помимо «Макдоналдсов», банков и супермаркетов, существуют ещё звёзды, мы и собрались здесь.
Поэтико-героический настрой участников этого действа (которое в своей сущностной основе являлось куда более реальным, чем так называемая «реальность» комедиантов современности) проявился уже с первых же строк:
Кричу, кричу. И голос мой летит в немые выси
И прорывает плеву облаков.
Густое «И» моё – бескомпромиссный выстрел,
Глухое «У» - как первобытный зов…
А следующее стихотворение «Слово моё – это призрак далёких небес…» своей алхимической метафизикой сгустило героику происходящего до трансцендентной концентрации:
…Слово моё – это признак грядущей весны,
Пламенный стих среди царства железных машин.
Небо в движенье. И странные, страшные сны:
Море желаний, фокстрот и бутылочный джин.
Руки раскрыты для встречи – взойдёт Люцифер.
Двери – забыты, ведь лучше совсем без дверей.
В огненном теле тринадцать магических сфер:
Десять, и две, и одна – в окруженье зверей…
Вместе с тем, не забывая о том, что большинство слушателей – люди случайные, не искушённые в аналитической психологии и трансперсональных изысках, поэт-евразиец представил произведения, в коих пафос свершающегося выражался в более понятной ипостаси. Например, стихотворение «Песня эйнхерия»:
Моя Честь зовётся Верностью,
Мой клинок зовётся Боль.
Поднимаюсь над двухмерностью,
Без щита иду на бой,
С песней громкою – знакомою,
Точно выстрел в облаках,
Точно звонкий ветер по морю.
И приказ: Убей врага!
Моё знание – над временем,
В одиночестве планет.
Пресеку любые прения
На родимой стороне…
…И без Бога, и без Дьявола,
Без обманчивых молитв
Я иду на дело правое –
Умирать в пожарах битв.
А стихотворение, приведённое ниже, познакомило калужскую публику с пока мало знакомым ей философско-политическим движением в его концентрированной и поэтически оформленной сути:
В ожидании Жнеца небо колосится,
Розовая сказка ся лопает по швам.
По земле, как по морю, мчатся евразийцы –
В чёрных стягах высится русская душа.
Наше бремя славное – бремя Божьей ночи,
Мир, основ лишившийся, мы спалим дотла,
И с священным трепетом шепчут губы: «Отче!»,
И в руках натруженных – верная метла.
Слишком долго маялись – близится развязка,
Красным сном очерчены новые фронты,
Но и лучшим странникам до конца не ясно
Тайное послание огненной звезды.
Солнце опрокинется, море испарится,
Из чертогов Севера снидет Государь,
Взмоют в небо чёрные стаи евразийцев,
Превращая золото в ледяную сталь.
В коротком стихотворении, прочитанном другим участником Поэтической акции – Никитой Солоновым, – метафорически отображается то состояние, в котором находится этот «мир, основ лишившийся». Мир, не знакомый с «посланием огненной звезды»:
Несказанно грустно. И дождливо.
Тает жизнь и образует лужи.
Капли бьют по отраженьям криво,
раздробляя в них кривые души.
Такое положение усугубляется, когда его не только считают нормой, но и пытаются «усовершенствовать», двигаясь по пути «прогресса» в «либерализации ценностей»:
Поднявши голову, я в вышине небес
увидел Лик. Поруган и измучен:
стегнувшей молнии уродливый рубец,
раскаты стонов, гематома тучи…
А дождь, бежавший с крыш, струившийся в грязи,
по рытвинам, изъеденным и рваным,
слюнями истекал. И жалок, некрасив
был Бог – как пёс, зализывавший раны.
Однако евразийцы не намерены проповедовать уныние и отчаяние, пусть и выражается оно в форме изящной поэзии. Нижеприведённое стихотворение показывает, что, несмотря на окружающую мертвецки-бездушную обстановку, которой причастен и лирический герой, всё же имеется шанс для одухотворённого обновления.
Дождь. Всё равно, что святая течёт вода.
Небо – забытый и старый совсем погост.
Падая, крестит в купели меня звезда
(благо, в пространствах достаточно падших звёзд).
Что мне с того, что в купели – холмы, кресты,
скорбных оград перекошенный тленьем гнёт?
Я возродился от пламени той звезды.
Пламя скрепило подтаявший было лёд.
Я обречён теперь вьюгой одною жить,
льётся метелью мне в кровь огневой металл.
Время текуче? – Придётся ему застыть:
миг Возрождения в Вечности осью стал.
Да, поэт прав – «миг Возрождения в Вечности осью стал», и теперь, когда для нового Возрождения на сцену выходят евразийцы, время застынет от восхищения и будет отсчитываться до и после их прихода. Что, впрочем, не удивительно, если учесть, каким образом предвосхищается их приход. В стихотворении, посвящённом Фридриху Ницше, есть такие строки:
…Пульс побед под кулаком резвится!
О – верблюд! – я должен поумнеть,
пусть теперь когтистым рыком львица
мне поможет гимны жизни спеть.
Быстрым взглядом пронесусь над всеми,
копошатся что на дне грязи.
Слух ласкает благовест весенний –
рухнул мост и по реке скользит…
…Все свободны от вины и плена:
никаких моральных нет оков!
Лишь Судьба руководит Вселенной,
превращая пленников в богов.
Теперь большинство людей считают себя свободными, поскольку они свободны от морали, – говорилось в заключительном слове, произнесённом Н. Солоновым. – Но истинной свободы сегодня мы не увидим: в наше время никто не мечтает о звёздах. Свет неоновых реклам и блеск глянцевых обложек с успехом заменяют сиянье звёзд. И даже само слово «звезда», словно в насмешку, превратили в обозначение пёстрого балаганного шута, разевающего рот под фонограмму. Все суетятся и думают, что активны, справляют физиологические надобности и думают, что живут. Какое заблуждение!
Нет чистоты не только на наших улицах, но и в наших душах. И потому необходима консервативная Революция, которая снесёт ко всем чертям всё наносное и мерзкое. Сегодня же на Революцию способно одно движение – Евразийство. Только в Евразийстве мы можем отыскать «живую жизнь», потому что лишь в евразийцах жива поэзия – одухотворяющая сила бытия.