Корнелиу Кодряну и евразийство Открытие лектория аптеки Арктогея
17сентября в штабе Евразийского Союза Молодежи состоялось открытие лектория аптеки «Арктогея». Несмотря на то, что регулярный формат мероприятия ещё не определён, доподлинно известно, что в ближайшее время планируется проведение семинаров по традиционализму, лекций и дискуссий по аспектам правой мысли, третьего пути и консервативной революции при участии представителей российской традиционалистской школы и других не менее интересных персонажей.
Первым мероприятием в рамках нового лектория стала лекция о феномене «Железной Гвардии», истории, судьбе, прочитанная лидером ЕСМ Александром Бовдуновым. Основной упор в своем выступлении он сделал на идеологических аспектах легионерского движения, на том, что отличало данное политическое течение от внешне похожих консервативно-революционных движений в других странах. В чем состоял феномен румынского гардизма? Какие цели ставил перед собой легион Михаила Архангела? Во имя чего убивали и умирали легионеры? И почему политическая организация родом из маленькой балканской страны оказала такое влияние на развитие консервативно-революционной мысли в ХХ веке?
Оказывается, несмотря на широкую известность самого понятия «Железная Гвардия», о сути легионерского движения неизвестно практически ничего. Скудость источников рождает превратные толкования самого феномена, самым невинным из которых является представление о Железной Гвардии как о неком аналоге русских черносотенно-монархических движений начала века. Второй распространенной ошибкой является трактовка «Железной Гвардии» как сугубо националистического движения. Все это имеет слишком мало общего с истиной. "Легион Михаила Архангела» был, прежде всего, движением спиритуальным, нацеленным на совершение духовной революции, на тотальное противостояние современному миру, на создание нового человека и нового мира.
Александр решил поначалу сделать краткий экскурс в историю движения и рассказать о том, каким человеком был основатель движения легендарный Капитан Корнелиу Кодряну. Также коротко были освещены воззрения наиболее выдающихся интеллектуалов, состоявших в организации: Иона Моцы, Нае Ионеску, Никифора Крайника, Мирчи Элиаде и Эмиля Чиорана.
Подробно лектор остановился на освещении такого понятия как «смерть» в мировоззрении гардистов, в частности в связи с теорией Мирчи Элиаде о том, что наивысшей свободы, свободы от любого детерминизма, от страха, слабости и робости человек достигает перед лицом смерти и в контакте со смертью.
Слушатели с удивлением обнаружили немало сходных моментов, которые объединяют идеологию евразийства и гардизм. Прежде всего, это восприятие народа как абсолюта. Как единства живых, умерших и еще не родившихся, как единого организма. Кроме того, та роль, которая в обоих движениях уделяется спиритуальному моменту, осознанная борьба с современным миром и теория максимального гуманизма также являются общими вещами для обоих консервативно-революционных течений.
По окончании лекции Александр ответил на ряд вопросов из зала и рассказал о произошедшей в последнее время деградации движений называющих себя гардисткими. По мнению докладчика, изначальный дух гардизма, дух консервативной революции, сохранился как это ни парадоксально только в неоевразийстве.