Портал сетевой войны ::  ::
ССЫЛКИ
Новороссия

Релевантные комьюнити ЕСМ:
rossia3
ru_neokons
ЕСМ - ВКонтакте
Дугин - ВКонтакте

Регионы ЕСМ

Дружественные сайты

Прочее

Карта сайта

>> >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
НАША ИДЕОЛОГИЯ
27 февраля 2012
Образ политического врага
Враги России и Америки

Прежде чем перейти к выяснению того, кто является врагом России, я бы хотел обратиться к проблеме образа врага. Здесь перед нами встают две ключевые фигуры: социальный психолог Эрих Фромм, представитель Франкфуртской школы,  и немецкий политический философ эпохи «Консервативной революции» Карл Шмитт. Эти мыслители демонстрируют полярно противоположные точки зрения. Фромм, в соответствии с фрейдо-марксистской  установкой, рассматривает историю народов как историю порабощения  масс жреческой, политической и  религиозной элитой. С точки зрения Фромма власть создаёт образ внешнего врага для военной мобилизации народных масс в целях осуществления своих экономических интересов. Для достижения психологического комфорта, пишет Фромм, человек нуждается в объектах поклонения; этими объектами могут быть ценности, идеалы, предки, родина, класс, религия. Покушение на эти объекты вызывает агрессию, подобную естественной агрессии самозащиты –  т.н. биологически адаптивной агрессии. По мнению Фромма, агрессия может быть естественной, если речь идёт об угрозе жизни. Но в обществе происходит подмена этой естественной самозащиты: манипуляторы, использующие агитационную риторику, заставляют человека идти на смерть. Под влиянием идеологической пропаганды представитель одной культуры враждебно относится к ценностям другой, но за этой враждебностью скрывается только лишь внушенный страх перед внешним врагом.  На самом деле, враг – это фикция, поддерживаемая религиозными и политическими лидерами. Фромм создаёт образ человека, для которого его культурная, национальная, религиозная идентичность – это нечто привнесенное, относительное, что-то, что не является сущностной характеристикой его бытия. Битва за символы представляется Фромму изощренной подменой биологической защиты; в этой подмене заинтересован правящий класс, экономическая элита. Подобная позиция подразумевает, как априорный факт, что религиозные символы, правила поведения, различные поведенческие ограничения, те или иные привычки жизненного уклада, местная мифология – всё это является побочным продуктом жизнедеятельности, имеет второстепенное значение, не будучи необходимой основой нравственности. Напротив, зачастую всё это используется для манипуляции. Так объясняет идею внешнего врага психолог Фромм. 

Обратимся к Карлу Шмитту. С его точки зрения образ врага имеет решающее значение для нормального функционирования человеческого общества. Для Шмитта немыслим человек как таковой: есть немец, русский, англичанин, китаец и т.д.; каждому присущ свой специфический жизненный мир, в формировании которого решающую роль играет ландшафт, география. Шмитт выделяет две принципиально конфликтные цивилизации: цивилизацию Суши и цивилизацию Моря. Каждую отличает особая форма культуры и экономической деятельности. Морские державы неизбежно приходят к экономической экспансии, к расширению и закреплению контролируемой области мировой торговли. Великой морской державой становится Англия, но принадлежность к цивилизации моря или цивилизации суши, по Шмитту, не является врождённой:  лишь в  XVI веке народ овцеводов превращается в детей моря, ведь народ может менять свою экзистенцию в зависимости от того, какую стихию выбирает в качестве определяющей. Стихия устанавливает форму экономического поведения, определяет тип культуры. Даже язык человеческого общения, по Шмитту, обусловлен принадлежностью к той или иной географии. Например, для сухопутных народов корабль мыслится скорее как кусок суши, находящийся в море; с точки зрения представителя морской державы, земная твердь, суша есть всего лишь берег, прибрежная полоса и не захваченная территория.

 Англия стала владычицей морей и воздвигла простирающуюся во все концы света британскую всемирную империю, основанную на английском морском господстве над всей землей. Английский мир мыслил морскими базами и линиями коммуникаций. <…>Но и сам остров, метрополия такой всемирной империи, основанной на чисто морском существовании, лишается тем самым корней, отрывается от почвы. Он оказывается способным плыть в другую часть земли, словно корабль или рыба, ибо он все же только транспортабельный центр всемирной империи, разбросанной по всем континентам (Карл Шмитт).

Цивилизация моря не привязана к какому-либо конкретному месту. Это просто специфический вид империализма, основанный на захвате зон экономического господства. Англия передаёт эстафету Америке. Шмитт называет Америку большим островом:

Америка —  это тот самый большой остров, на базе которого британское покорение моря должно быть увековечено и в еще больших масштабах продолжено в качестве англо-американского господства над миром (Карл Шмитт).

Мы видим, что для Шмитта образ врага – это нечто естественное, определяемое той или иной формой жизненного мира, в создании которого главную роль играет главенствующая стихия. Разделение культур естественно и неизбежно. Но цивилизация моря предпринимает попытку снять, нивелировать отличия культур с утилитарной  целью – создать единую контролируемую экономическую зону. Только уничтожив традиционный жизненный уклад, можно  привить материальные потребности, выгодные англо-американскому экономическому империализму.

Шмитт выступает против образования мирового государства. Такое государство может быть основано  при условии устранения специфических черт различных культур, размывании границ добра и зла, всеобщей релятивности. Шмитт называет такое возможное состояние царством Антихриста. Пацифистский мир, безопасность, возведённая в религию, цивилизация комфорта – это и есть, с точки зрения Шмитта, царство дьявола.

Рассмотрение позиций двух мыслителей позволяет сделать следующие выводы. Редукция, осуществляемая Эрихом Фроммом, не выдерживает критики исторического рассмотрения. Например, вступление народов в Первую мировую войну нельзя объяснить работой идеологической пропаганды. Фромм мог бы сослаться, как часто делает,  на садистическую одержимость целых народов, но как быть в таком случае с распадом Второго Интернационала, представители которого явно были свободны от агитации со стороны государственных структур, но, тем не менее, осознали высшую необходимость войны? Эрих Фромм демонстрирует тотальный нигилизм в отношении сакральных ценностей, таких как государство и религиозный культ. Для Фромма и подобных ему секулярных мыслителей  высшей ценностью становится человеческая жизнь, что является абсурдом как для христианского, так и для любого другого традиционного сознания. И связано это не с садистическим характером патриархального общества, а с возможностью действительного переживания трансцендентной реальности, которая в религиозной культуре является большей ценностью, чем мирское существование. Фромм демонстрирует нетерпимость к любому, отличному от гуманизма, мировоззрению. Подобная установка характеризует мышление человека Западной культуры как эгоцентричное и нетерпимое в отношении традиционных обществ. Шмитт же справедливо замечает:

Вся история планетарной конфронтации Востока и Запада во всей своей полноте сводима к основополагающему дуализму элементов: Земли и Воды, Суши и Моря. То, что мы сегодня называем Востоком, представляет собой единую массу твердой суши: Россия, Китай, Индия — громадный кусок Суши <…> То, что мы именуем сегодня Западом, является одним из мировых Океанов, полушарием, в котором расположены Атлантический и Тихий океаны. Противостояние морского и континентального миров — вот та глобальная истина, которая лежит в основе объяснения цивилизационного дуализма, постоянно порождающего планетарное напряжение и стимулирующего весь процесс истории.

Нельзя обойти вниманием последние политические события, в каком-то смысле подтверждающие теорию Шмитта. В ответ на угрозу очередного арабского переворота, санкционированного Америкой, Россия и Китай совместно заблокировали резолюцию по Сирии в Совбезе ООН. Резолюция ООН, призывавшая Сирию к "политическому переходу к демократии и политическому плюрализму", была поддержана 13 странами Совбеза. Россия и Китай не поддержали резолюцию.

Несмотря на все противоречия в российско-китайских отношениях, это событие является фактом определённой политической консолидации.

Но точкой бифуркации в политической вражде России и США является Иран – главный политический союзник России в арабском мире.

30 января этого года американский посол Майкл Энтони Макфол, автор книги «Неоконченная революция в России. Политические изменения от Горбачёва до Путина», ответил на ряд вопросов в программе В. Познера. На вопрос Познера, считает ли Америка Россию своим врагом, Макфол заявил следующее:

Было время, когда  Россия была нашим врагом номер один, сейчас, при всём уважении, вы  в качестве врага опустились на двадцать девятое место, потому что у нас есть реальные враги, реальные проблемы.

Реальные проблема США – это Иранская ядерная программа. Россия же всячески защищает Иран от международных санкций.

32% граждан Соединенных Штатов Америки назвали Иран главным врагом. Вторая строчка принадлежит Китаю, который считают врагом 23% американцев.

 

Антон Заньковский

Новости
06.10.21 [16:00]
В Москве обсудят сетевые войны Запада
10.09.21 [18:00]
Московские евразийцы обсудят современный феминизм
25.08.21 [18:15]
ЕСМ-Москва обсудит экономику будущей империи
03.08.21 [14:09]
Состоялись I Фоминские чтения
21.07.21 [9:00]
Кавказ без русских: удар с Юга. Новая книга В.Коровина
16.06.21 [9:00]
ЕСМ-Москва приглашает к обсуждению идей Карла Шмитта
В Москве прошёл съезд ЕСМ 29.05.21 [17:30]
В Москве прошёл съезд ЕСМ
25.05.21 [22:16]
В парке Коломенское прошло собрание из цикла, посв...
05.05.21 [15:40]
ЕСМ-Москва организует дискуссию о синтезе идей Юнгера и Грамши
01.05.21 [1:05]
Начат конкурс статей для альманаха «Гегемония и Контргегемония»
Новости сети
Администратор 23.06.19 [14:53]
Шесть кругов к совершенству
Администратор 23.02.19 [11:10]
Онтология 40K
Администратор 04.01.17 [10:51]
Александр Ходаковский: диалог с евроукраинцем
Администратор 03.08.16 [10:48]
Дикие животные в домашних условиях
Администратор 20.07.16 [12:04]
Интернет и мозговые центры
Администратор 20.07.16 [11:50]
Дезинтеграция и дезинформация
Администратор 20.07.16 [11:40]
Конфликт и стратегия лидерства
Администратор 20.07.16 [11:32]
Анатомия Европейского выбора
Администратор 20.07.16 [11:12]
Мозговые центры и Национальная Идея. Мнение эксперта
Администратор 20.07.16 [11:04]
Policy Analysis в Казахстане

Сетевая ставка Евразийского Союза Молодёжи: Россия-3, г. Москва, 125375, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605
Телефон: +7(495) 926-68-11
e-mail:

design:    «Aqualung»
creation:  «aae.GFNS.net»