Что определяет свободу духа человека? Если кроме всего нет ничего, то нет и всего
Мы живем в "комнате" (пещере, по Платону) без окон и дверей. Опираясь на чувства и разум, мы могли бы сказать: раз узнать, что за этими стенами мы не можем, следовательно, за ними ничего нет, а есть лишь то, что мы осознаем и осязаем. Отсюда: мир есть сплошной X, и ничего более
Однако появляются мечтатели, рассуждающие в духе платонского "Парменида": если кроме всего нет ничего, то нет и всего, поскольку всё нельзя вычленить и определить. Их пределы - "стены" комнаты, оттого они начинают мыслить запредельно (трансцедентально в перевод на латынь). Мир есть X + сверхиксовый Y.
Гравюра Фламмариона
Что определяет свободу духа человека? К примеру, адепт ньютоновской физики узнаёт про выкладки Эйнштейна, какая же его реакция докажет свободу мысли? а) отмахнуться б) попытаться если не принять, то хотя бы понять и допустить вероятность.
Те, кто говорят, что мир есть лишь X, именно отмахиваются, зашоривают сознание, нарочито не допускают для себя даже на секунду возможность глянуть шире. Причем сплошной Икс в античности и теперь - это очень разные душевные категории. Для древнего человека божественное во всём значило волшебство материи, вероятность чуда, для современного оно подсознательно означает апусию, богооставленность этого холодного и страшного мира.
Пройдемся по блинчикам. По Credo, христиане веруют во "Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым" (ποιητὴν οὐρανοῦ καὶ γῆς, ὁρατῶν τε πάντων καὶ ἀοράτων).
В то же время, по Отче наш, можно судить, что Бог находится "на небесех" (ἐν τοῖς οὐρανοῖς). См. иллюстрацию Гюстава Доре к Данте по этому поводу ниже.
Нас могло бы смутитить то, что Бог якобы творец небу (уранос) и его же обитатель. На деле обратим внимание на то, что русским словом "Творец" переведен термин платонической философии пойэтис, то есть поэт. Это понятие в античных реалиях позволяет говорить как о рукотворном мастертве, так и об идейном промышлении. Кстати, о последнем - посмотрим на перекрестные пары из Символа: небу - земли, видимым - невидимым. Материи и духу (идеям) - вот message.
Творение мира из ничего, и креационизм вообще нельзя рассматривать с единым знаменателем для всех.
Кажущееся соотношение Творец => Тварь неверно, потому что в этом ложном двухчлене звенья разносущие. Первый - надбытиен и предвечен. Второй - преходящ и тленен. Сравните "минус восемь" и "яблоко", "абсолютный температурный нуль" и "собаку".
Классическое (иудейское) восприятие этого двухчлена, приводит к постановке вымышленной стены между Тварью и её Поэтом. Затем Поэт называется предрассудком, и Тварь остается сама с собой. В "мерзости запустения", или апусии (неприсутствии).
Ей в христианстве противопоставляется "парусия", незримое Божье присутствие. Оно парадоксально, Бога в тварном мире нет и Бог в нем есть. Кто ищет, тот обрящет. Мир пронзает Фаворский свет, божественные энергии, которые можно при желании незримо "увидеть". Это учение Григория Паламы было официально признано в 1351 году на соборе в Константинополе и является православной догмой и не меньшим отличием от латинства чем filioque.
Словом, желающим поломать голову как бесконечный мир может быть противопоставлен самому себе для самоопределения, а не небытия сделать это вместе с участниками диалогов "Парменид" и "Тимей". Спаси вас Христос.