Объединенная Евразия - путь к экономическому могуществу У Русского мира есть реальный шанс добиться в перспективе серьезных экономических успехов как составной частью фундаментальной и неизбежной конфронтации с Западом
В данной статье показано, как геополитическое мышление позволяет нетривиально взглянуть на экономику и как выводы геополитического анализа подтверждаются реальной историей. Продемонстрировано, как евразийская интеграция, проводимая Президентом России в настоящее время, приобретает глубокий смысл в свете геополитического анализа. Ключевой вывод, следующий из приводимого геополитического анализа, таков: технологические инновации в сфере наземных перевозок, примененные к объединенному евразийскому пространству, позволяют перевозить грузы со скоростью и дешевизной, значительно превышающими таковые для морского транспорта. Таким образом, у Русского мира есть реальный шанс добиться в перспективе серьезных экономических успехов как составной частью фундаментальной и неизбежной конфронтации с Западом.
На всем протяжении человеческой истории мы видим с противостояние двух начал, двух типов цивилизаций - Земли и Моря, континентальных и морских империй. Это - принцип геополитики, науки о том, как география влияет на ход истории в глобальном масштабе. Основы геополитики были заложены в 1904 году Х. Маккиндером, директором Лондонской школы экономики и политических наук, в его программной статье «Географическая ось истории». В начале XX века, когда Европа состояла из многих национальных государств, будущее мира было очевидно только Маккиндеру и другим геополитикам, которые предсказывали разделение мира на два лагеря - морской и континентальный. Холодная война подтвердила справедливость этих геополитических прогнозов. В настоящее время на Западе (в первую очередь в США) существуют целые геополитические институты, и западная политическая аналитика пронизана геополитическим мышлением. Итак, каковы же основания геополитики, которые приводят к выводам, которые столь явно подтверждаются историей?
Исходный тезис геополитики - географические особенности региона влияют на ментальность народа, населяющего этот регион. На самом глобальном уровне можно выделить народы континентальные и морские. Первые развиваются во внутренних областях континентов, и в силу особенностей окружающей среды склонны к войне, традиции, героизму, жертвенности и презрению к материальным благам. Вторые, народы прибрежных областей, которые предпочитают торговлю войне, материальные ценности - духовным идеалам, их менталитет подвижен как море, их стремление к комфорту рождает научно-технический прогресс. Принципиальное различие на духовном уровне приводит к различным формам противостояния, от экономической конкуренции до прямых военных столкновений.
Обратившись к истории в свете геополитического подхода, мы увидим много примеров, удивительно сходных между собой. Борьба торговых и морских Афин против континентальной и военной Спарты за господство в эллинском мире - Пелопоннесские войны. Противостояние континентального Рима и морского Карфагена в Средиземноморье - Пунические войны. В средние века геополитические процессы охватывают все большие пространства - существенная часть Евразии объединяется в Монгольскую империю, на смену которой в XV-XVII веках приходит Московская Русь, позднее - Московское Царство. Новое время дает примеры еще более глобальных конфликтов. XVI век проходит под знаком борьбы торговой и капиталистической Британской империи с героической феодальной Испанией за господство над морями. В XIX веку оформляются два глобальных полюса, две сверхсилы - снова континентальная и морская - Российская империя входит в соприкосновение с империей Британской (или ее сателлитами) практически по всем своим границам. XX век, как уже говорилось, снова проходит под влиянием геополитической борьбы, на это раз окрашенной в идеологические тона. Пространство объединенной суши в лице социалистического лагеря достигает невиданных размеров, а центр капиталистической системы перемещается за океан, в США, откуда утверждает свое морское господство. Отметим, что сами противоборствующие идеологии носили яркий геополитический оттенок: общество всеобщей справедливости, жертвенности и героизма сформировалось на пространстве большей части Евразии, тогда как Северная Америка, Западная Европа и некоторые постколониальные страны демонстрируют пример общества комфорта, торговли, потребления, производства материальных благ.
XXI век с его победой капитализма и либеральных ценностей, казалось бы, должен был покончить с геополитическими двигателями мировой истории: общество войн и непримиримых идеологических конфликтов сменилось обществом тотальной торговли (Ф. Фукуяма, «Конец истории», 1992). Но отказ постсоветской России полностью встроиться в мировую капиталистическую систему на условиях Запада (то есть с потерей своей национальной и духовной идентичности) привел к новому витку геополитического противостояния. Вновь на линии соприкосновения двух систем вспыхивают региональные конфликты, только на этот раз война перенеслась с дальних рубежей (Вьетнам, Афганистан) на ближние (Грузия, Украина).
Вышеприведенный краткий анализ истории в терминах геополитики позволяет нам заключить, что судьба России - континентальная евразийская империя, построенная по принципам высокой духовной миссии (Москва - Третий Рим) и всеобщей справедливости (советский период). Разные эпохи в нашей истории - детали скрытой пока картины, общие очертания которой проявляются в настоящее время.
Мы видим, что философские основы, наиболее органично отвечающие бытию России, никоим образом не сводятся к номинальным принципам функционирования навязанного нам извне либерально-демократического общества. Однако сейчас континентальная по своей природе Россия существует именно внутри этого общества, в большей или меньшей степени. Следовательно, имеет смысл пересмотреть некоторые доктрины геополитики, выяснив, как именно они проявляются в эпоху научно-технического прогресса. Такой анализ может принести нетривиальные результаты.
Так, один из важных выводов геополитики состоит в том, морская цивилизация более мобильна и склонна к экономическому развитию по той простой причине, что по морю легко перевозить большие количества грузов на кораблях. Возможность большого товарооборота приводит к развитию торговли, смешению различных культур в портовых городах, к нравственной деградации, с одной стороны, и к росту материального благосостояния и технологическим инновациям - с другой.
Однако водная среда сопротивляется движущемуся в ней телу пропорционально скорости этого тела (закон Ньютона). Поэтому перевозить грузы по морю можно лишь с конечной и в действительности небольшой скоростью. Ее увеличение выше некоторого предела приводит к нерентабельным затратам топлива. Кроме того, уменьшение сопротивления (суда на воздушных подушках) приводит к снижению грузоподъемности. Таким образом, количество перевозимых грузов по морю практически не ограничено, тогда как скорость весьма мала.
В то же время перевозка грузов по суше в эпоху высокоразвитой техники может осуществляться с куда большей скоростью (скоростные поезда), тогда как пропускная способность ограничена в большей степени, чем на море (лимитирующий фактор - плотность дорог). Тем не менее, проблема низкой пропускной способности решается тривиально - нужно строить больше дорог. Более того, превосходство континентального транспорта над морским возрастает для больших расстояний и больших пространств суши.
Как видим, объединенная Евразия с этой точки зрения обладает бОльшими перспективами экономического развития, чем глобальное пространство моря.
В этом свете деятельность Президента России В. В. Путина по евразийской интеграции выглядит чрезвычайно результативной и с экономической точки зрения. Переговоры Президента по созданию международного транспортного коридора «Север-Юг», который свяжет страны Балтии с Индией через Иран, призваны заложить основы евразийского экономического могущества.
Таким образом, особенности материально-технической базы настоящего времени позволят континентальной евразийской империи будущего (ядром которой является современная Россия) добиться экономического превосходства над Западом, «разбив врага на его территории». Прямой путь к этому - евразийская интеграция, проводимая по инициативе Президента Путина.
Данный аспект представляется важным по той причине, что экономика традиционно считается прерогативой Запада.
Таким образом, если в XX веке геополитическое противостояние принимало характер идеологической борьбы, то в начале XXI века, когда истинные античеловеческие основы капитализма еще не проявили себя в пошлой мере, эта борьба будет носить характер экономической конкуренции. Для победы в этой борьбе у Евразии вообще и у России в частности есть изначальное геополитическое преимущество, о котором писал еще Маккиндер - большое пространство, которое надо правильно использовать. И теперь, после бесчисленных потрясений XX века у нашей Русской цивилизации есть шанс добиться неоспоримого господства на пространстве Евразии и во всем мире.