Портал сетевой войны ::  ::
ССЫЛКИ
Новороссия

Релевантные комьюнити ЕСМ:
rossia3
ru_neokons
ЕСМ - ВКонтакте
Дугин - ВКонтакте

Регионы ЕСМ

Дружественные сайты

Прочее

Карта сайта

>> >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
НАША ИДЕОЛОГИЯ
Александр Дугин: Метафизика опричнины
7 апреля 2011
Александр Дугин: Метафизика опричнины
Русский Орден

1. Грозная сакральность

Этимология: дифференцированные люди

1. Понятие «опричь» - в стороне, на краю. Также «кроме». Поэтому исторические опричники назывались «кромешники». Т.е. те, которые «кроме» остальных. Противопоставленные «земским», обычным. «Опричные» значит «обособленные». Совсем по Эволе «дифференцированные» люди.

Исторически: императив централизации

2. Исторически «опричнина» недолгий период 1564 – 1572, когда царь Иван Грозный, провел странные реформы российской государственности, которые вскоре сам же и свернул. Смысл «опричнины» состоял в ликвидации стагнации традиционной кастовой системы Древней Руси, не соответствующей вызовам времени и императивам имперостроительства.

Русская модернизация

3. Что это за вызовы времени? Это модернизация Запада, обострение угроз для Руси. На это Грозный отвечает Ливонской войной. Вполне по евразийски. Но чтобы ответить на угрозу модернизирующуегося Запада, Русь тоже должна была модернизироваться. Но по своему и реакционно: чтобы отстоять свою самобытность.
 
Модернизация без вестернизации: русские янычары

4. Вот для этой модернизации без вестернизации, а конкретно для централизации Руси на новых основаниях и была создана опричнина. Иван Пересветов предлагает Царю освоить турецкий опыт. А Высокая Порта имела орден янычар.

Параллельная иерархия

5. С точки зрения философии политики, это была трансверсальная иерархия. В моей книге «Философия Политики» это подробно описано. Когда классическая кастовая иерархия начинает вырождаться и номинальный статус знати не соответствует ее личным качествам, возникают параллельные иерархии, где формальная кастовая принадлежность не принципиальна, и важно лишь личные усилия. Так возникали тайные общества, рыцарские ордена, тантрические «каулы» -- цепи посвящения. Такие параллельные тайные общества выступают носителями альтернативной сакральности и являются совокупностью «дифференцированных» людей.

Опричнина исторически времена, но архетипически вечна (сталинизм)

6. Опричнина Ивана Грозного явно воспроизводит все признаки именно такой структуры. В ней есть  параллельная иерархия, ценность личного усилия, особый символизм – лошадь, метла и собачья голова. Политически она была поставлена Грозным вне основного уклада Руси, но наделена особыми чрезвычайными полномочиями. Ее задача была подготовить Русь к новому историческому этапу. Эта задача была в целом выполнена, и опричнина распущена. Просуществовала она недолго, но будучи отражением великого архетипа, оставила глубокий след в сознании русских людей. Очень сходным феноменом был сталинский период, что видно в гениальной картине Эйзенштейна. Парадигма опричнины была воссоздана. Эта парадигма вечна. Следовательно, всегда актуальна.

Русское издание ордена

7. Для нас важно то, что опричнина была русским феноменом, хотя и воспроизводившим черты турецких янычар (суфийский тарикат) и западных рыцарских орденов. В нашей собственной истории мы сталкиваемся, таким образом, с явлением, которое так фасцинирует нас в европейском Средневековье или в сакральных обществах Востока – например, в суфизме. Отсюда фундаментальное значение опричнины для традиционалиста.

Дифференциация- особая онтология – тайный центр

8. Опричники, кромешники отделяют себя от остальных людей. Это важно. Их внутреннее бытие инаково. Оно по определению должно быть более быстрым (лошадь), более чистым (метла), более жестоким (собачьи головы у седла). Это отличительная черта «параллельных иерархий». Эти иерархии имеют в своем центре некий полюс. В суфизме кутб. Они служат некоей особой сущности, которая определяет характер их бытия. Характер этой сущности весьма непросто определить. Эвола в «Метафизике пола» намекает, что Прекрасная Дама, которой поклонялись рыцари, была не просто сублимированным желанием как считают современные психологи и не метафорой «гнозиса» как полагал Р.Генон, но некоторой инициатической сущностью – наподобии индуистской тантрической шакти. В основе суфийского ордена стоит «полюс», «столп», воплощенный в «шейхе», достигшем высокого уровня посвящения. В парадигме опричнине в опричнине как метафизическом явлении также должен быть этот «тайный центр».

Царская харизма – Грозный в центре

9. В русской исторической опричнине этим центром был сам царь Иван Грозный. Грозный оставался царем и для остальной Руси, но, введя опричнину он разделил два формата иерархии. Для земской Руси он был формальным властителем – экзотерическим, а для опричной Руси, дифференцированной Руси, он был внутренним, близким, родным властителем. Два вида авторитета – внешний для земской Руси, внутренний для опричной иерархии. Эти две Руси были разделены и территориально, и юридически, и психологически. Опричные земли мыслились как зона прямой, органичной и живой связи с царем, земская Русь имела с ним опосредованный, юридически обусловленный и несколько механический контакт.

Канон грозному ангелу – русский шиваизм

10.  Грозный был кутбом, тайным полюсом опричнины. И сама опричнина была «грозным» явлением – в стиле шиваизма. Шива был у индусов богом эзотерических тантрических братств и параллельных иерархий. Сам царь Иван Васильевич был сам по себе архетипическим русским царем. Классической фигурой евразийства. Показательно, что он сложил – до сих пор популярный в старообрядчестве Канон «Ангелу Грозному» - Ангелу Смерти. Символизм Смерти, ее метафизика, ее таинство отметило фигуру Грозного и распространилась на опричнину. Позже Сталин скажет Де Голлю, поздравившему его с победой: «в конечном итоге побеждает лишь смерть!» -- вполне в духе Ивана Грозного и его метафизики. Между Сталиным и Грозным есть явная архетипическая параллель.

Гнозис столкновения с энтропией

11.  Опричнина была средоточием этого грозного гнозиса, этого столкновения со смертью и тленом, с энтропией.

2. Символизм киноцефалии

Об отличие символизма от метафоры

1. Помимо политического и метафорического смысла метла и собачьи головы несут и иной смысл.  Метафору сегодня мы понимаем как шараду. Но символ – нечто иное. Символ уводит нас к более высокому и глубокому онтологически уровню реальности.

Собака- принцип служения – доминиканцы- волки

2. Собачья голова отсылает нас к символизму собаки. Простейшая и самая поверхностная интерпретация этого знака – принцип служения. Доминиканские монахи, которых играя словами средневековые авторы расшифровывали как «Domini canes» -- «псы Господни», часто использовали пастушескую метафору: пастырь Христос, овцы -- верные Христу, волки и лисы – еретики и демоны, а собаки – истовые слуги Христовы, ведущие с волками активную битву».

Служение православной онтологии

3. Это вполне применимо к опричнине, если поставить вместо пастыря православного Царя, а вместо стада – царство. «Волками» же здесь будут враги государства, предательская коррумпированная аристократия, все силы, противодействующие Царю – активно или пассивно. Учитывая, что царство в византийской традиции, полностью ассимилированной Русью в послемонгольский период и примененной к Москве-Третьему Риму, является сакральным явлением в высшей степени, опричное служение тоже приобретает вполне сакральный смысл. Опричники – псы царевы, собаки империи, которые истово служат имперской сакральности, воплощенной в православном царе и ставят эту сакральность выше всех остальных вещей. Это первый – довольно поверхностный – уровень символизма.

Зимнее солнцестояние - ur

4. Второй уровень связан с символизмом самой собаки. Собака в годовом символизме архаики служит символом зимнего солнцестояния. Она принадлежит той волшебной точке мира, где жизнь переходит в смерть, а смерть -- в жизнь. Древнейшим иероглифом собаки  был шумерский знак «ur», «ur-ku», который означал также «человек» и «единицу». Отсюда образы песьеголовцев, киноцефалов, людей или богов с собачьими головами. Две собаки в Ригведе – «сьама» и «сабала», т.е. «черная» и «пятнистая» (иногда рыжая) – стоят рядом с богом смерти Ямой. Четерехглазый пес пребывает на мосту Чинват – мосту между миром тлена и бессмертия, на который выходит душа умершего иранца, согласно авестийской традиции. Греческий цербер охраняет вход в подземный мир. Этот вход изображается знаком ur. Это также гора или две горы –ur-ur, которые описаны в греческом мифе как Симплегады. В мифе о Посейдоне говорится, что ревнивая Амфитрита превратила в песьеголовицу нимфу Сциллу, возлюбленную Посейдона. Здесь снова встречаем Сциллу и Харибду – две горы ur-ur. Алхимик Артефиус  говорит о «хоросанской суке» и «армянском псе», как о двух базовых принципах Великого Делания – меркурии и сере философов.

Totengeleiter

5. Мифологический пес есть «проводник мертвых», Totengeleiter. Он осуществляет переход от смерти к новой жизни, от старого года к новому. Так пес раздваивается – либо на пару темный пес – пятнистый пес. Где темный пес – по-гречески пес «kyon», а темный цвет  «kuaneai» -- это старое, а пятнистый пес – новое. Таких пятнистых или рыжих псов мы встречаем в древних захоронениях мегалита. Точно также Анубис – песьеголовый бог – был богом мертвых и проводником. В этом двойная функция паса – с одной стороны, нечто нечистое, с другой чистое, спасительное, дружественное. Иногда эта пара разделяется на пса и волка. У алхимиков есть выражение Волк с Востока, собака с Запада. В традиции ацтеков есть такой важный персонаж Xolotl – «собака мертвых». Она ведет мертвых через испытания и великие воды, а также через сталкивающиеся между собой горы. В шумерской традиции первая дочь небесного богу Анну – богиня жизни Бау изображалась с собачьей головой. Также можно вспомнить о символизме Сириуса, звезды находившейся в Созвездии Псов и центральной для египетского сакрального календаря.

Святой Христофор

6. Наконец в самой христианской традиции есть сюжет о песьеголовце Репробусе, позже его стали называть Офферус, который стал почитаемым святым под именем святой Христофор. Репробус или Офферус по преданиям был великан с собачьей головой. ОН поставил себе целью служить самому сильному господину на земле. Он менял покровителей, как только замечал, что они боятся кого-то еще и шел к тому. Пока не увидел, как могущественнейший из земных монархов боится дьявола. И пошел служить дьяволу. Но однажды заметил, что дьявол боится креста господня. И тогда Офферус крестился и обрел речь. Он стал перевозчиков и переносил людей с одного берега реки на другой. Однажды его попросил перенести на себе меленький мальчик. Офферус согласился, но посредине реки он понял, что не может идти дальше, так как ноша слишком велика. Мальчик был Христом, который сказал, что он нес на себе всю тяжесть мира. Так он стал святым Христофором – дословно «Носителем Христа». Показательно, что здесь в христианском контексте мы встречаем сюжет о сакральном псе – в данном случае песьеголовце, который является «перевозчиком» -- развитие темы «проводника мертвых» и который двойственен – начиная с немого служителя грубой силе и дьяволу он становится служителем Бога-Слова и получает дар проповеди.

Нерв смерти

7. Все эти элементы проливают свет на символизм собачье головы в опричнине и поясняют, почему к этому явлению двойственное отношение: выполняя метафизическую функцию «сакральных псов» опричники двигались по грани между тьмой и светом, затрагивая тонкий нерв смерти. (См. также мою статью «Солнечные псы России» в «Русской вещи».)

Чистота метлы

8. Символизм метлы также имеет два символических уровня: это символ чистоты и может означать особую касту дифференцированных людей. Они чисты по сравнению с остальными. Они чисты, потому что их экзистенциальная мотивация свободна от отчужденных стереотипов  остальных граждан. В нашем случае они чисты по сравнению с нечистыми опустившимися чиновниками, не способными почувствовать подлинную сакральность имперостроительства. Здесь можно вспомнить иерархию тантрической каула, где на нижнем этаже стоят «пашу», «звери», потом идут «герои», потом «боги». Это процесс очищения.

Брачный символизм- андрогиния

9. Символизм метлы имеет и иной характер. Это классический брачный символизм, метла символ соединения мужского и женского начал. Он широко используется во время брачных церемоний многих архаических народов. Любопытно, что современные негры в Америке продают до сих пор ритуальные брачные метлы для своих церемоний, через которые прыгают. Метение пола было обрядовым элементом в сложном символизме традиционных славянских свадеб. В каком-то смысле метла символ андрогинии, слияния мужского и женского начала в неразрывном единстве. В классических инициатических организациях это соответствует второму – среднему – уровню посвящения, на котором часто встречается эротический символизм и обряды, подчеркивающие реализацию андрогинии. Трудно сказать, как эта тема развивалась в исторической русской опричнине, но сам факт этого символизма показателен для выяснения метафизической парадигмы опричнины.

Параллельная сакральность

10. Итак: опричники – в архетипическом смысле – служат некоей параллельной сакральности, в нашем случае Грозной сакральности, воплощенной в царе и в новой онтологии царства, созидаемой Иваном Грозным. Эта сакральность не метафора, а вполне конкретная реальность, имеющая самую тесную связь с тайной – парадигмальной -- логикой русской истории. Эта «грозная сакральность» -- с инициатической кеноцефалией и андрогинной темой – является одной из тайных печатей Руси.

3. Геополитический характер опричнины и социология репрессий

Евразийский царь

1. Иван Грозный был царем евразийцем. Он бился с Ливонией – тогдашним аналогом НАТО и ассимилировал Восток – татар и кавказцев-кабардинцев. В его окружении было множество татарских аристократов-пассионариев. Сам он был наполовину татарин – по матери Глинской. Он не стал бороться за Крым с Высокой Портой, но с Ливонией воевал фундаментально.

Византизм+ордынство

2. Грозный стал реализовывать в полной мере русский византизм в сочетании с ордынским заветом имперостроительства Чингизхана. Он модернизировал Русь, но это была модернизация без вестернизации. Русь распалась бы под давлением Запада, если бы Грозный не выстроил фундаментальную вертикаль в империи. Опричнина была этапом в создании этой вертикали. Параллельная иерархия, основанная на геополитическом принципе реформирования всей системы: если существующая иерархия не справляется с геополитическими задачами, она должна быть перекрыта новой иерархией. Очень важно, что опричнина не отменила прежней иерархии, она лишь релятивизировала ее, позволив новому типу пассионарных личностей, среди которых были как знатные бояре, так и простые люди, подняться на самый верх.

Репрессии – ротация элит

3. В этом процессе важную роль играли репрессии, с которыми опричнина более всего и связывается. Наделение членов параллельной иерархии чрезвычайными полномочиями в вопросе репрессий является способом активизировать ротацию элит. Согласно теории Парето, общество функционирует полноценно лишь в том случае, если в нем ведется отбор лучших и пассионарных людей, которые получают возможность править. Когда этот процесс закупоривается, общество начинает стагнировать. Если существуют формы подъема новых свежих людей снизу к высотам власти, хорошо, но если нет, то их приходится создавать искусственно. В жестких обществах этому служат репрессии. Опричнина в этом смысле была аккордом ротации элиты в русском обществе. Причем эта социологическая функция была подчинена функции геополитической – укреплению царской власти и метафизической – служению «грозной сакральности». Здесь снова напрашивается параллель со Сталиным (см. мою статью «Иосиф Сталин великое да бытия» -- «Русская вещь»)

4. Неоопричнина – евразийская консервативная революция

Современность

1. Теперь как применить эти метафизические, социологические, геополитические и исторические данные к сегодняшней ситуации?

Парадигмы премодерн-модерн-постмодерн

2. Во-первых, опричнина Грозного была явлением традиционного общества. Это была модернизация, причем национал-модернизация, и как всякая модернизация она несла с собой издержки. Мы живем в обществе сложном: в нем есть элементы архаики (премодерн), есть модерна (остатки советизма) и есть постмодерна (сетевые принципы и глобалистские элементы, заимствованные с современного Запада). Соответственно, если бы мы поставили перед собой цель возрождения опричнины, то мы должны были бы произвести довольно непростую операцию по переносу одного явления, связанного с определенным контекстом в радикально иной контекст. А такая операция не может быть простой. Поэтому то мы и говорили столь подробно о метафизике опричнины в ее вневременном, архетипическом аспекте (подспудно подготавливая возможную транспозицию на наше время).

Метафизически: реконструкция «грозной сакральности»- страна внутри

3. Я опускаю промежуточные циклы размышлений и сразу перехожу к выводам. Что такое неоопричнина? Метафизически: мы можем восстановить, отталкиваясь от сопоставлений, символизма, анализа русской истории, евразийских интуиций, скорректированных неоевразийством (см. мои книги), «грозную сакральность». Это самый глубокий пласт «опричнины», модель «параллельной иерархии», «альтернативной сакральности». Структурное описание этого явления я дал в «Философии Политики», в других книгах – в «Философии Традиционализма», «Коснпирологии» и т.д. Киноцефалический гнозис, метафизика палеоэпиграфических исследований – ur, таинство смерти, инициатические аспекты андрогината – эти модели фундаментальны в опричнине. Здесь могут возразить: в центре метафизики опричнины был царь Иван Грозный. Это верно. Но в метафизике важна не личность, а духовная функция, некая сила-сверху, которая может манифестироваться в конкретной личности, а может и не манифестироваться, оставаться скрытой, но от этого не менее действенной и живой. Мы знаем традиции «скрытых праведников», знаем какую роль в политической и мистической традиции шиитов играет фигура «скрытого имама», «махди» -- в Иране утверждают, что у аятоллы Хомейни был телефонный разговор с этим таинственным персонажем. В своей статье «Скрытый властелин» я писал о фигуре Tarnhari, «тайном царе». Если мы по-настоящему понимаем «грозную сакральность», а она сопряжена с темой смерти, вечности, ангелического присутствия, имперостроительной миссии, то мы можем уловить и линии ее световой конденсации – не обязательно на людях. Так мы постепенно выходим на тему «внутренней России», «страны внутри», «континента духа». Евангельская истина «царство Божие внутрь вас есть» и «изнутри вся слава Дщери Царевой», а также великую максиму бегунов беспоповцев – «Все в тобi!» (на это счет читайте «Русскую Вещь» и «Абсолютная Родина».) Итак метафизически неоопричнина должна иметь своим центром, своим полюсом «грозную сакральность» и восстановление ее задача вполне реальная – в духе «Нового Университета» и «Арктогеи».

Россия как ценность

4. Более конкретно: «грозная сакральность» имеет прямое отношение к России как к государстве и стране, к русским как субъекту истории, к миссии Православия. И эта реальность требует от нас – даже сегодня – пассионарного служения священной Родине, Абсолютной Родине, ее единству, ее величию, ее могуществу. Этот императив не изменился с XVI века. Служение русскому духу, русской вере, русской традиции – это внутренний императив тех, кто осознает себя полноценным сыном или дочерью народа. В неоопричнине ценность страны, Отечества, его мощь и могущество становятся абсолютными ценностями, которые в свою очередь позволяют измерить все остальное. Россия  -- вот истинная мера вещей. То, что ее и ее народ укрепляет, объединяет, усиливает – благо, все, что их ослабляет – зло. Так рождается «опричная этика». И даже если большинство граждан России так не думает, современные дифференциированные люди должны думать и поступать именно так. Родина Русь превыше всего.

Вызовы России извне

5. Еще более конкретно: сегодняшнее российское общество испытывает усиливающееся давление извне – мы теряем наши земли и наши позиции в мире. Нас потихоньку завоевывают, вытесняют из постсоветского пространства, пытаются отколоть куски на Кавказе и в Восточной Сибири. Неоопричнина – это радикальный отпор этим процессам, это антизападная мобилизация. Причем в духе Ивана Грозного мы должны объединять во имя укрепления России всех пассионариев – в первую очередь славян, тюрков и кавказцев, азиатов, но также и пассионарных представителей Запада, которые с нами солидарны в нашей великой миссии. В Италии уже формируются молодежные «евразийские бригады». Это показательно.

Внутреннее разложение

6. Во-вторых, наше общество разлагается изнутри. Ротации нет, все его поры забиты, коррупция, клановость и стагнация процветают. Пассионариев во власти нет или почти нет. В этом смысле неоопричнина – это требование революции, ротации элит, освобождения пути во власть для лучших детей России. Этого можно достичь либо эволюцией (если власть поймет необходимость такого процесса – и в этом случае неоопричнина станет консервативно-охранительной силой), либо революцией (если власть будет упорствовать на своем) – тогда неоопричнина будет вынуждена войти в конфликт с властью, причем во имя государства, державности и могущества, а не для простой фронды или пустой оппозиционности. Видя как не чешется современная власть даже перед откровенными вызовами, возникает ощущение, что без «искусства репрессий», увы, не обойтись. Но осуществлять их должны избранные по настоящему «чистые» и «безупречные», «лучшие из лучших» -- в идеале (но не в практике) опричнины это заложено.

Консервативная Революция

7. Итак неоопричнина это современная модель русской евразийской консервативной революции с опорой на прецедент русской истории и  с широкой референтной базой вне ее (см. мои книги, в частности, «Русская вещь», «Консервативная Революция», «Тамплиеры пролетариата» и т.д.).

Россия-3

8. Точнее всего к этой реальности подходит формула Россия-3. Сегодня есть Россия-1 – официоз. Есть проект «Оранжевой России» с Касьяновым и Березовским, это означает окончательный отказ от русского пути, самоликвидация перед Западом. Это Россия-2, Россия Гельмана. И есть наш евразийский проект России-3, который в определенном смысле вполне может быть назван неоопричниной – с теми пояснениями, которые я дал выше.

Не нужен царь, нужна воля

9. Чтобы создать неоопричнину сегодня не нужен ни царь, ни чиновник (вопреки поверхностной как и все у него критике Павловского в мой адрес). Нужны понимание и воля, а также любовь к своей стране и своему народу, ощущение связи поколений, которая вот-вот оборвется вовсе. Неоопричнина должна служить не людям и не режиму, а принципу, а так как на нашу страну надвигаются тяжелые времена, то это служение – это борьба псов Великой Идеи с волками и лисицами, нападающими на Святую Русь, будет не просто кстати, но жизненно необходимо.

 

Александр Дугин

Новости
06.10.21 [16:00]
В Москве обсудят сетевые войны Запада
10.09.21 [18:00]
Московские евразийцы обсудят современный феминизм
25.08.21 [18:15]
ЕСМ-Москва обсудит экономику будущей империи
03.08.21 [14:09]
Состоялись I Фоминские чтения
21.07.21 [9:00]
Кавказ без русских: удар с Юга. Новая книга В.Коровина
16.06.21 [9:00]
ЕСМ-Москва приглашает к обсуждению идей Карла Шмитта
В Москве прошёл съезд ЕСМ 29.05.21 [17:30]
В Москве прошёл съезд ЕСМ
25.05.21 [22:16]
В парке Коломенское прошло собрание из цикла, посв...
05.05.21 [15:40]
ЕСМ-Москва организует дискуссию о синтезе идей Юнгера и Грамши
01.05.21 [1:05]
Начат конкурс статей для альманаха «Гегемония и Контргегемония»
Новости сети
Администратор 23.06.19 [14:53]
Шесть кругов к совершенству
Администратор 23.02.19 [11:10]
Онтология 40K
Администратор 04.01.17 [10:51]
Александр Ходаковский: диалог с евроукраинцем
Администратор 03.08.16 [10:48]
Дикие животные в домашних условиях
Администратор 20.07.16 [12:04]
Интернет и мозговые центры
Администратор 20.07.16 [11:50]
Дезинтеграция и дезинформация
Администратор 20.07.16 [11:40]
Конфликт и стратегия лидерства
Администратор 20.07.16 [11:32]
Анатомия Европейского выбора
Администратор 20.07.16 [11:12]
Мозговые центры и Национальная Идея. Мнение эксперта
Администратор 20.07.16 [11:04]
Policy Analysis в Казахстане

Сетевая ставка Евразийского Союза Молодёжи: Россия-3, г. Москва, 125375, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605
Телефон: +7(495) 926-68-11
e-mail:

design:    «Aqualung»
creation:  «aae.GFNS.net»