Патриотическое обучение Какой станет будущая элита государства во многом зависит от образовательной системы
Считается, что ряд высших учебных заведений Великобритании и США традиционно готовят будущих министров, президентов и прочих руководителей из высших эшелонов государственной власти. С Колумбийским и Йельским университетами связаны конспирологические легенды о вербовке на ранней стадии в закрытый клуб, цель которого – управление миром. Оксфорд держит свою традиционную марку консервативной британской школы. Ряд других ВУЗов за рубежом (Сорбонна, Ноттингем) тоже по своему привлекательны, хотя тоже не дешевы. И некоторые обеспеченные семьи, прознав о престижности учебы заграницей, зачастую отсылает своих чад за рубеж. Но получается так, что странная мода ехать учиться на Запад создает из молодежи эдакий тип мигранта переходного периода – они теряют то, что у них было и ничего не приобретают. Единственным плюсом может быть лишь изучение иностранного языка, ну а в сфере других гуманитарных дисциплин потомки либералов-богоборцев препарируют нашим юношам и девушкам те рудименты традиционных знаний, которые они получают с базовым образованием. Итог печален. Возвращаясь на родину, они в большинстве своем воспринимают ее как вражескую территорию, которую нужно перестроить по западным моделям, а вместе с ней и сознание людей, живущих здесь. Это, конечно же, не возможно и в бессильной злобе завербованные носителями западной парадигмы мышления, они становятся чужими в своей стране, что трагично и для них и для общества в целом.
Еще один подвох - это сама Болонская система образования. Один коллега из Испании очень кратко выразил ее критику – «Болонская система учит делать, а не думать». При этом вспоминается цитата из выступления декана социологического факультета МГУ Владимира Добренькова на 36-м Международном конгрессе социологов в Пекине: «либеральная глобализация стремится превратить человека в животное, в такое существо, которым можно легко манипулировать». Отсюда напрашивается вопрос – кто же тогда будет думать и, соответственно, манипулировать? Граждане США и Великобритании, которым присущ другой тип мышления и которые рассматривают полученные знания как продукт утилизации на пути к власти? А наши соотечественники будут выполнять их команды, подсознательно соглашаясь с тем, что их образование серьезней нашего?
Так хотелось бы элитам Запада. Но ряд отечественных ВУЗов продолжает учить думать и осмысленно делать. Не случайным является тот факт, что Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова в начале этого года занял пятое место в рейтинге среди ведущих ВУЗов мира. И ректор МГУ Виктор Садовничий, внес значительный вклад в укрепление престижа ВУЗа с его многочисленными факультетами и кафедрами.
Немаловажную роль в формировании будущей элиты играет и социологический факультет, возглавляемый Владимиром Добреньковым. Во-первых, сама социология как наука является фундаментальной, ибо позволяет сочетать идеи и эмпирические данные. Более того, в самой социологии имплицитно заложены различные кластеры – от государственного управления до религиозных течений, что позволяет сравнивать ее с другой метанаукой – геополитикой, также апеллирующей к самым различным дисциплинам. Во-вторых, тенденции, происходящие в последнее время на социологическом факультете и в самой среде российской социологической ассоциации, показывают явное улучшение климата в образовательной сфере. В первую очередь речь идет о создании филиалов Центра консервативных исследований, на заседании которого участвуют ведущие эксперты и деятели наук России и зарубежных стран и критически осмысляются различные тенденции, происходящие в современном обществе. Ориентир на базовые традиционные ценности с объективной переоценкой навязанных нам Западом научных и идеологических клише, безусловно помогут нынешним студентам соцфака МГУ адекватно разобраться в региональных и глобальных процессах, какой бы сферы они не касались. Сама система высшего образования построена так, чтобы студент путем самообразования смог получить надлежащее знание, главное – направить его на этот путь. И работа социологического факультета МГУ идет именно в этом русле. Учить мыслить пространством, вечностью, идеями и ценностями, мыслить глубоко и адекватно. Чтобы осмысленно и грамотно созидать на просторах нашей Родины.