Чебурашка, заметки об инициации Традиционализм как метод
Рене Генон. Имя, которое у молодого человека, увлекающегося «традиционализмом», вызывает благоговейный трепет. Ну как же иначе? Ведь это великий мэтр, безусловный авторитет в мире традиции, «учитель, указавший путь в Кали-юге». За его русскоязычными печатными изданиями нам, живущим в глубинке, незнающим французского, приходится буквально охотиться. И вот, купив заветную книгу наш молодой традиционалист уже спешит домой, закрывается в комнате от окружающего его «кризиса современного мира» и окунается с головой в мир, которого так долго искал – в мир традиции и истинного знания. Вот тут-то и появляются некоторые проблемы. А именно проблемы восприятия и усвоения той информации, которой мэтр с нами благосклонно делится. И дело тут вовсе не в слабых интеллектуальных способностях молодого человека. Он может изучить книги Генона вдоль и поперек, запомнить «степени индивидуальной проявленности», «пять вайю, или жизненных функций», узнать, что «в самом в себе Атман не является ни проявленным, ни непроявленным», прочитать о великой триаде и много о чем еще. Но что это даст нашему молодому традиционалисту? По большому счету ничего, так как сам мэтр не раз упоминает в своих книгах, что нет никакой разницы между человеком, прочитавшем много книг по метафизике востока, о традиционных науках и пр. и человеком, который ничего этого не читал. И тот и другой остаются профанами, поскольку только истинная инициация способна по настоящему изменить человека, его мировосприятие. А книжное знание так и останется знанием мертвым, не пережитым лично, а значит не таким уж и полезным. Но что же делать тогда молодому традиционалисту, не читать Рене Генона, бросить все свои изыскания и жить так как живут большинство людей вокруг?! Можно конечно и так, однако Генон учит нас еще одной, действительно полезной для нас, профанов, вещи. А именно – видеть проявление традиционного знания во всем вокруг. Ну кто из нас, читая в школе стихи Петрарки или «Декамерон» Боккачо мог подумать, что оба этих человека состояли в ордене «Преданные Любви», и произведения их содержат глубокий, скрытый от большинства современных читателей смысл. А чтение Данте может вполне заменить собой книги различных восточных гуру, ринпоче и пр. А ведь ему посвящена отдельная работа. Но это все произведения сложные, авторы солидные и подготовка для их правильного восприятия нужна не малая. Мы же, обратимся к произведениям попроще.
Все мы слышали такое название как «Хроники Нарнии». Кто-то отмахнется и скажет, что не смотрит голливудские фильмы, это, видите ли, не «по-традиционалистски», кто-то вспомнит, что читал эту книгу в детстве, и она, скорее всего, ему очень понравилась. Вот на нее, к примеру, мы и обратим внимание нашего молодого традиционалиста. Книга начинается со знакомства двух детей – мальчика Дигори и девочки Полли. В первой же главе описывается их путешествие по длинному темному туннелю, который соединяет между собой дома, и они попадают в комнату к дяде этого мальчика. Отметим, что войти в эту комнату обычным путем через дверь было невозможно. И вот дядя Эндрю начинает свой рассказ о том, что его крестная была последней из тех, в ком текла кровь фей, что она завещала ему после смерти шкатулку, и после долгих изысканий он догадался, что «сделана она в Атлантиде, то есть на много веков раньше, чем те каменные штуковины, которые выкапывают в Европе». И что «изучая тайные науки», «поседел раньше времени», «зато узнал!», что «то, что было в шкатулке, не из нашего мира, и попало оно к нам, когда наш мир только начинался». Красноречивее фрагмента и быть не может. Тут вам и инициатическое путешествие, и носитель традиции, и даже идея шкатулки-ковчега, в которой сохраняется истинное знание во время смены эпох внутри Манватары. Ну а главными героями здесь выступают дети, так как с кем же еще можно сравнить сознание двух неофитов, которые пробираются на ощупь по темному коридору. И им еще повезло, что они попали к носителю истинной традиции, а не черт знает к кому. И все это мы видим сходу в первых двух главах, как только начинаем чтение книги. Дальше там еще много интересного.
Книги – это, конечно, хорошо. Но есть еще кое-что более простое – мультики. Даже не мультипликационные фильмы, такие как шедевры Норштейна, а именно простые, с детства знакомые мультики. Очень показателен в этом плане Чебурашка. Начинается все с того, что наш герой рождается не таким как все, просыпается в магазине и никто, включая его самого, не знает кто он. Налицо проблема самоидентификации героя. Поскольку, обычные люди (работники магазина) не могут дать ответ на этот вопрос, Чебурашка начинает искать ответ на этот вопрос у не самой ординарной личности – крокодила Гены, который и становиться его проводником и учителем. Далее они начинают строить дом. О роли ремесла в инициации можно прочитать у Генона, ну а такое ремесло как строительство вообще не требует дополнительных комментариев. Далее вокруг них формируется настоящая инициатическая организация, которую они называют просто «друзья». Есть здесь место и контринициатическим силам – это Шапокляк, которая всеми силами препятствует строительству. Есть над чем поразмыслить, не правда ли?
Так что, чтение Рене Генона безусловно важно, но важно по-особому. Важность его заключается не в штудировании произведений как учебника по физике - конечно, не плохо знать философию веданты, отличие метафизических доктрин Востока от религий, но это не главное. Главное – вынести из них тот метод, которым пользуется автор, то восприятие обычных вещей, литературы и искусства, каким он обладал, и применять его в нашей повседневной жизни. И быть может, когда-нибудь, наше Сердце начнет сиять и озарит наш мозг солярным светом истинной интеллектуальной интуиции, и мы сможем сказать как вокалист группы Rammstein Тиль Линдеман: «Mein hertz brennt».