ЕВРАЗИЙСКИЙ
СОЮЗ
МОЛОДЁЖИ
ДОКУМЕНТЫ
ССЫЛКИ
Новороссия

Релевантные комьюнити ЕСМ:
rossia3
ru_neokons
ЕСМ - ВКонтакте
Дугин - ВКонтакте

Регионы ЕСМ

Дружественные сайты

Прочее

Карта сайта

КАЛЕНДАРЬ
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
ДРУЗЕЙ
23 января 2014
Блаженное детство как религиозный идеал

Должно быть каждый из нас так или иначе обращал внимание на существенный разрыв в восприятии праздников, таинств и церемоний между восторженным ребенком и взрослым, уныло-прагматичным, “сформировавшимся”, как сейчас принято говорить, человеком. Все мы прекрасно помним наше детское ожидание нового года – этот праздник открывал перед нами ворота в таинственный мир Вечного Снегопада, сюрпризов, всеобщей доброты, трепетного ожидания Деда Мороза с его подарками, а унылое ежедневное бытие с его грязью, хамством, родительской строгостью, детскими садами и школами будто отступало на второй план, оставалось в прошлой жизни, в мгновение ока сменяясь новогодним ликованием.

Среди апологетов модернизма эпоху премодерна принято сравнивать с “детством человечества”, “эпохой незрелости”, называть ее “пройденным этапом” и так далее, но так ли это несправедливо? Ведь восторженно-трепетное восприятие мира как Чуда, праздника как особого и неповторимого времени года характерно как для мистиков прошлого, простых христиан, так и для современных детей, ибо вера в чудеса из врожденной черты иррациональной человеческой природы почти полностью деградировала до сугубо детского качества, ошибочно отождествляемого с инфантильностью.

В своем труде “Священное и мирское” Мирча Элиаде пишет об особой черте религиозного человека разделять “время мирское” и “время священное”. Первое связано с восприятием объективного мира как “профанного” процесса цикличности, пускай по-своему чудесного, пускай все же несравнимого с тем, как мы воспринимаем мир сегодня, но тем не менее скучного и обыденного. Последнее же знаменует собою разрыв в однородном течении времени, начало особого периода, причастного к трансцендентным таинствам Бытия, практически неведомым нам сегодня. Для католиков и православных это были литургии и, прежде всего, Рождество Христово, для духовных христиан – радения, для греков ранней античности – Элевсинские мистерии, вакханалии и пляски во славу Кибелы, Великой Матери Богов. Повседневное существование человека не мыслилось без кратких периодов празднеств, периодов “священного времени”, бывшими для наших предков не просто очередным поводом предаться лени (которая в то время была гораздо реже и губительнее, чем сейчас), но символом причастности к Вечному, экстаз в преклонении перед всесильностью и непознаваемостью высшей реальности, воплощенной в конкретных религиозных фигурах.

Классик готической литературы Уильям Бекфорд в своем гениальном романе “Ватек”, написанном под вдохновением арабских поверий и жизнеописания халифа Аль-Васика, который и является главным действующим лицом повести, выводит примечательный дуализм между главным героем (и по совместительству антигероем) Васиком-Ватеком – зрелым, похотливым, вероломным, отступившим от Магомета и предавшимся хтоническому культу Падшего Ангела, и женственным, наивным и простодушным мальчишкой Гюльхенрузом. Завершение повести весьма ожидаемо: 

“Так халиф Ватек, в погоне за тщеславной пышностью и запретной властью, очернил себя множеством преступлений, сделался добычей угрызений совести и бесконечной, безграничной муки, а смиренный, презираемый Гюльхенруз провел века в тихом покое и в счастии блаженного детства.” 

В подобной концовке проводится очевидный антагонизм между адскими муками халифа-отступника и уделом юноши, вознагражденным за свое смирение вечным детством, проведенным в чертогах гениев.

Отсюда тоска многих современных людей по детской праздности, ведь общеизвестно, что такое явление, как “магическое мышление”, являвшееся общераспространенным в докартезианской Европе, в наши дни встречается лишь среди редких сторонников мистицизма и… детей. Я не веду к тому, что взросление – явление в корне порочное, ведь то, что дает нам возможность расти и становиться мудрее, не может быть порочным по определению. Однако не стоит забывать и о том, что мир наш – чудо из чудес, и не материалистическое мировоззрение современников, не интеллектуальный снобизм ученых мужей никогда не отнимут его у нас.

Ante Bellum

 

Ольгерд Семенов

Новости
01.08.19 [19:00]
Школа патриотического действия
27.05.19 [20:00]
Интервью с Егором Холмогоровым о сериале «Игра престолов»
18.04.19 [19:00]
Круглый стол «Либерализм: концепция и реальность»
21.12.18 [19:00]
Факторы русского раскола: социальный и политический аспект
01.11.18 [19:00]
Круглый стол «Многополярный мир, как вариант будущ...
29.06.18 [17:00]
Спортивная Среда!
02.01.18 [7:00]
Евразийцы учатся рукопашному бою (ФОТО)
25.11.17 [18:00]
Евразийцы учатся стрельбе (ФОТО)
25 октября 2017 года на 42 году жизни после тяжёлой и продолжительной болезни ушёл из жизни оригинальный философ, поэт, исполнитель Олег Валерьевич Фомин-Шахов 26.10.17 [19:00]
Информация по прощанию с Олегом Фоминым
Презентация книги директора Центра геополитических экспертиз, члена Изборского клуба Валерия Коровина «Геополитика и предчувствие войны. Удар по России», вышедшей в издательстве «Питер», состоится 9 сентября 2017 года в рамках 30-й Московской междуна 10.09.17 [15:00]
Презентация книги Коровина «Геополитика и предчувствие войны»
Новости сети
Администратор 23.06.19 [14:53]
Шесть кругов к совершенству
Администратор 23.02.19 [11:10]
Онтология 40K
Администратор 04.01.17 [10:51]
Александр Ходаковский: диалог с евроукраинцем
Администратор 03.08.16 [10:48]
Дикие животные в домашних условиях
Администратор 20.07.16 [12:04]
Интернет и мозговые центры
Администратор 20.07.16 [11:50]
Дезинтеграция и дезинформация
Администратор 20.07.16 [11:40]
Конфликт и стратегия лидерства
Администратор 20.07.16 [11:32]
Анатомия Европейского выбора
Администратор 20.07.16 [11:12]
Мозговые центры и Национальная Идея. Мнение эксперта
Администратор 20.07.16 [11:04]
Policy Analysis в Казахстане
   

Сетевая ставка Евразийского Союза Молодёжи: Россия-3, г. Москва, 125375, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605
Телефон: +7(495) 926-68-11
e-mail:

design:    «Aqualung»
creation:  «aae.GFNS.net»