Портал сетевой войны ::  ::
Вход Поиск
О проекте Карта сайта
Регистрация Участники
ДОКУМЕНТЫ
ССЫЛКИ
Новороссия

Релевантные комьюнити ЕСМ:
rossia3
ru_neokons
ЕСМ - ВКонтакте
Дугин - ВКонтакте

Регионы ЕСМ

Дружественные сайты

КАЛЕНДАРЬ
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
ДРУЗЕЙ
23 января 2014
Блаженное детство как религиозный идеал

Должно быть каждый из нас так или иначе обращал внимание на существенный разрыв в восприятии праздников, таинств и церемоний между восторженным ребенком и взрослым, уныло-прагматичным, “сформировавшимся”, как сейчас принято говорить, человеком. Все мы прекрасно помним наше детское ожидание нового года – этот праздник открывал перед нами ворота в таинственный мир Вечного Снегопада, сюрпризов, всеобщей доброты, трепетного ожидания Деда Мороза с его подарками, а унылое ежедневное бытие с его грязью, хамством, родительской строгостью, детскими садами и школами будто отступало на второй план, оставалось в прошлой жизни, в мгновение ока сменяясь новогодним ликованием.

Среди апологетов модернизма эпоху премодерна принято сравнивать с “детством человечества”, “эпохой незрелости”, называть ее “пройденным этапом” и так далее, но так ли это несправедливо? Ведь восторженно-трепетное восприятие мира как Чуда, праздника как особого и неповторимого времени года характерно как для мистиков прошлого, простых христиан, так и для современных детей, ибо вера в чудеса из врожденной черты иррациональной человеческой природы почти полностью деградировала до сугубо детского качества, ошибочно отождествляемого с инфантильностью.

В своем труде “Священное и мирское” Мирча Элиаде пишет об особой черте религиозного человека разделять “время мирское” и “время священное”. Первое связано с восприятием объективного мира как “профанного” процесса цикличности, пускай по-своему чудесного, пускай все же несравнимого с тем, как мы воспринимаем мир сегодня, но тем не менее скучного и обыденного. Последнее же знаменует собою разрыв в однородном течении времени, начало особого периода, причастного к трансцендентным таинствам Бытия, практически неведомым нам сегодня. Для католиков и православных это были литургии и, прежде всего, Рождество Христово, для духовных христиан – радения, для греков ранней античности – Элевсинские мистерии, вакханалии и пляски во славу Кибелы, Великой Матери Богов. Повседневное существование человека не мыслилось без кратких периодов празднеств, периодов “священного времени”, бывшими для наших предков не просто очередным поводом предаться лени (которая в то время была гораздо реже и губительнее, чем сейчас), но символом причастности к Вечному, экстаз в преклонении перед всесильностью и непознаваемостью высшей реальности, воплощенной в конкретных религиозных фигурах.

Классик готической литературы Уильям Бекфорд в своем гениальном романе “Ватек”, написанном под вдохновением арабских поверий и жизнеописания халифа Аль-Васика, который и является главным действующим лицом повести, выводит примечательный дуализм между главным героем (и по совместительству антигероем) Васиком-Ватеком – зрелым, похотливым, вероломным, отступившим от Магомета и предавшимся хтоническому культу Падшего Ангела, и женственным, наивным и простодушным мальчишкой Гюльхенрузом. Завершение повести весьма ожидаемо: 

“Так халиф Ватек, в погоне за тщеславной пышностью и запретной властью, очернил себя множеством преступлений, сделался добычей угрызений совести и бесконечной, безграничной муки, а смиренный, презираемый Гюльхенруз провел века в тихом покое и в счастии блаженного детства.” 

В подобной концовке проводится очевидный антагонизм между адскими муками халифа-отступника и уделом юноши, вознагражденным за свое смирение вечным детством, проведенным в чертогах гениев.

Отсюда тоска многих современных людей по детской праздности, ведь общеизвестно, что такое явление, как “магическое мышление”, являвшееся общераспространенным в докартезианской Европе, в наши дни встречается лишь среди редких сторонников мистицизма и… детей. Я не веду к тому, что взросление – явление в корне порочное, ведь то, что дает нам возможность расти и становиться мудрее, не может быть порочным по определению. Однако не стоит забывать и о том, что мир наш – чудо из чудес, и не материалистическое мировоззрение современников, не интеллектуальный снобизм ученых мужей никогда не отнимут его у нас.

Ante Bellum

 

Ольгерд Семенов

Новости
Презентация книги директора Центра геополитических экспертиз, члена Изборского клуба Валерия Коровина «Геополитика и предчувствие войны. Удар по России», вышедшей в издательстве «Питер», состоится 9 сентября 2017 года в рамках 30-й Московской междуна 10.09.17 [18:00]
Презентация книги Коровина «Геополитика и предчувствие войны»
Александр Дугин 04.07.17 [0:53]
Дугин: “Сербы на Косовом поле знали, что Сербия - вечная страна”
08.04.17 [14:00]
Круглый стол по геополитике
05.02.17 [20:00]
Презентация книги “Донецкая революция” в Москве
23.01.17 [15:00]
В Санкт-Петербурге пройдет пикет в поддержку возвр...
19.01.17 [18:00]
Первая встреча дискуссионного клуба «Ордынка»
17.12.16 [14:00]
Круглый стол по классикам евразийства
15.11.16 [21:00]
Круглый стол в Институте стран СНГ
10.11.16 [17:00]
Первое занятие по теории огнестрельного оружия
02.11.16 [12:00]
Собрание Московского отделения ЕСМ
Новости сети
Администратор 04.01.17 [13:51]
Александр Ходаковский: диалог с евроукраинцем
Администратор 03.08.16 [13:48]
Дикие животные в домашних условиях
Администратор 20.07.16 [15:04]
Интернет и мозговые центры
Администратор 20.07.16 [14:50]
Дезинтеграция и дезинформация
Администратор 20.07.16 [14:40]
Конфликт и стратегия лидерства
Администратор 20.07.16 [14:32]
Анатомия Европейского выбора
Администратор 20.07.16 [14:12]
Мозговые центры и Национальная Идея. Мнение эксперта
Администратор 20.07.16 [14:04]
Policy Analysis в Казахстане
Администратор 20.07.16 [13:58]
Армения. Мозговые центры и технологии цветных революций
Администратор 20.07.16 [13:50]
Мозговые центры Белоруссии между двумя Интеграциями
   

Сетевая ставка Евразийского Союза Молодёжи: Россия-3, г. Москва, 125375, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605
Телефон: +7(495) 926-68-11
e-mail:

design:    «Aqualung»
creation:  «aae.GFNS.net»

ads: