Портал сетевой войны ::  ::
Вход Поиск
О проекте Карта сайта
Регистрация Участники
ДОКУМЕНТЫ
ССЫЛКИ
Новороссия

Релевантные комьюнити ЕСМ:
rossia3
ru_neokons
ЕСМ - ВКонтакте
Дугин - ВКонтакте

Регионы ЕСМ

Дружественные сайты

КАЛЕНДАРЬ
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
ДРУЗЕЙ
23 января 2014
Блаженное детство как религиозный идеал

Должно быть каждый из нас так или иначе обращал внимание на существенный разрыв в восприятии праздников, таинств и церемоний между восторженным ребенком и взрослым, уныло-прагматичным, “сформировавшимся”, как сейчас принято говорить, человеком. Все мы прекрасно помним наше детское ожидание нового года – этот праздник открывал перед нами ворота в таинственный мир Вечного Снегопада, сюрпризов, всеобщей доброты, трепетного ожидания Деда Мороза с его подарками, а унылое ежедневное бытие с его грязью, хамством, родительской строгостью, детскими садами и школами будто отступало на второй план, оставалось в прошлой жизни, в мгновение ока сменяясь новогодним ликованием.

Среди апологетов модернизма эпоху премодерна принято сравнивать с “детством человечества”, “эпохой незрелости”, называть ее “пройденным этапом” и так далее, но так ли это несправедливо? Ведь восторженно-трепетное восприятие мира как Чуда, праздника как особого и неповторимого времени года характерно как для мистиков прошлого, простых христиан, так и для современных детей, ибо вера в чудеса из врожденной черты иррациональной человеческой природы почти полностью деградировала до сугубо детского качества, ошибочно отождествляемого с инфантильностью.

В своем труде “Священное и мирское” Мирча Элиаде пишет об особой черте религиозного человека разделять “время мирское” и “время священное”. Первое связано с восприятием объективного мира как “профанного” процесса цикличности, пускай по-своему чудесного, пускай все же несравнимого с тем, как мы воспринимаем мир сегодня, но тем не менее скучного и обыденного. Последнее же знаменует собою разрыв в однородном течении времени, начало особого периода, причастного к трансцендентным таинствам Бытия, практически неведомым нам сегодня. Для католиков и православных это были литургии и, прежде всего, Рождество Христово, для духовных христиан – радения, для греков ранней античности – Элевсинские мистерии, вакханалии и пляски во славу Кибелы, Великой Матери Богов. Повседневное существование человека не мыслилось без кратких периодов празднеств, периодов “священного времени”, бывшими для наших предков не просто очередным поводом предаться лени (которая в то время была гораздо реже и губительнее, чем сейчас), но символом причастности к Вечному, экстаз в преклонении перед всесильностью и непознаваемостью высшей реальности, воплощенной в конкретных религиозных фигурах.

Классик готической литературы Уильям Бекфорд в своем гениальном романе “Ватек”, написанном под вдохновением арабских поверий и жизнеописания халифа Аль-Васика, который и является главным действующим лицом повести, выводит примечательный дуализм между главным героем (и по совместительству антигероем) Васиком-Ватеком – зрелым, похотливым, вероломным, отступившим от Магомета и предавшимся хтоническому культу Падшего Ангела, и женственным, наивным и простодушным мальчишкой Гюльхенрузом. Завершение повести весьма ожидаемо: 

“Так халиф Ватек, в погоне за тщеславной пышностью и запретной властью, очернил себя множеством преступлений, сделался добычей угрызений совести и бесконечной, безграничной муки, а смиренный, презираемый Гюльхенруз провел века в тихом покое и в счастии блаженного детства.” 

В подобной концовке проводится очевидный антагонизм между адскими муками халифа-отступника и уделом юноши, вознагражденным за свое смирение вечным детством, проведенным в чертогах гениев.

Отсюда тоска многих современных людей по детской праздности, ведь общеизвестно, что такое явление, как “магическое мышление”, являвшееся общераспространенным в докартезианской Европе, в наши дни встречается лишь среди редких сторонников мистицизма и… детей. Я не веду к тому, что взросление – явление в корне порочное, ведь то, что дает нам возможность расти и становиться мудрее, не может быть порочным по определению. Однако не стоит забывать и о том, что мир наш – чудо из чудес, и не материалистическое мировоззрение современников, не интеллектуальный снобизм ученых мужей никогда не отнимут его у нас.

Ante Bellum

 

Ольгерд Семенов

Новости
Александр Дугин 04.07.17 [0:53]
Дугин: “Сербы на Косовом поле знали, что Сербия - вечная страна”
08.04.17 [14:00]
Круглый стол по геополитике
05.02.17 [20:00]
Презентация книги “Донецкая революция” в Москве
23.01.17 [15:00]
В Санкт-Петербурге пройдет пикет в поддержку возвр...
19.01.17 [18:00]
Первая встреча дискуссионного клуба «Ордынка»
17.12.16 [14:00]
Круглый стол по классикам евразийства
15.11.16 [21:00]
Круглый стол в Институте стран СНГ
10.11.16 [17:00]
Первое занятие по теории огнестрельного оружия
02.11.16 [12:00]
Собрание Московского отделения ЕСМ
01.11.16 [17:20]
Владимир Карпец нуждается в помощи
Новости сети
Администратор 04.01.17 [13:51]
Александр Ходаковский: диалог с евроукраинцем
Администратор 03.08.16 [13:48]
Дикие животные в домашних условиях
Администратор 20.07.16 [15:04]
Интернет и мозговые центры
Администратор 20.07.16 [14:50]
Дезинтеграция и дезинформация
Администратор 20.07.16 [14:40]
Конфликт и стратегия лидерства
Администратор 20.07.16 [14:32]
Анатомия Европейского выбора
Администратор 20.07.16 [14:12]
Мозговые центры и Национальная Идея. Мнение эксперта
Администратор 20.07.16 [14:04]
Policy Analysis в Казахстане
Администратор 20.07.16 [13:58]
Армения. Мозговые центры и технологии цветных революций
Администратор 20.07.16 [13:50]
Мозговые центры Белоруссии между двумя Интеграциями
   

Сетевая ставка Евразийского Союза Молодёжи: Россия-3, г. Москва, 125375, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605
Телефон: +7(495) 926-68-11
e-mail:

design:    «Aqualung»
creation:  «aae.GFNS.net»

ads: