Портал сетевой войны ::  ::
ССЫЛКИ
Новороссия

Релевантные комьюнити ЕСМ:
rossia3
ru_neokons
ЕСМ - ВКонтакте
Дугин - ВКонтакте

Регионы ЕСМ

Дружественные сайты

Прочее

Карта сайта

>> >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
РЕЧЬ
14 декабря 2007
Экскурс в Сумскую психогеографию
... и особенности местной архитектуры

Экскурс в Сумскую психогеографию
Зрительные образы вызывают у нас определенные состояния, часто остающиеся на уровне чистого смысла или вызывая подсознательную реакцию. Урбанистический ландшафт имеет такие же свойства, и его качества носят не только прикладной характер, такой как жилье, работа, досуг, но и эстетический, за кулисой которого находится грандиозный комплекс коллективного бессознательного - и религия, и народные традиции, и идеология. Подъезжая к Киевскому вокзалу можно заметить, как многие восхищаются видом Печерской лавры и скульптурой Родины-матери. В центре украинской столицы после реконструкции появилось много неоднозначных элементов. Ангел с мечом на площади Независимости почему-то черный (харьковский писатель Эдуард Ходос называет его памятником «Сатане в облике Архангела Божьего»), а огромный монумент напротив известный публицист Олесь Бузина охарактеризовал как тетку в дурдомовской простыне. В Сумах таких грандиозных сооружений нет, так же как и оживленных общественных дебатов по поводу эстетической составляющей, хотя те или иные комплексы могут вызывать определенную реакцию.

Око видит, да зуб скрипит
Впервые серьезно о влиянии ландшафта на психику человека задумался Эрнст Ги Дебор, идейный лидер студенческой революции во Франции 1968 г и основатель Ситуационистского Интернационала. Он разработал различные методологии и выдвинул массу интересных идей, а для исследования точного воздействия географической среды, преднамеренного или нет, и непосредственно влияющего на аффективное поведение индивидов предложил термин психогеография. Раньше такой науки не могло быть, потому что психогеография тесно связана с информационным полем. Если и устанавливались какие-то конструкции, даже не вписывающиеся в общий дизайн, они обычно рассматривались обществом как элемент культуры, знак эпохи и необходимое новшество. Теперь погоня строительных кампаний за прибылью, решение о выделение участков земли или возведении здания в кулуарах госучреждений, намеренный абстракционизм или зашоренное мышление архитекторов дарят обществу не только объекты, воздвигнутые с нарушением преемственности архитектурных стилей, но и эмоции. Ряд газетных публикаций о незаконном выделении участка земли под застройку создаст негативный осадок у читающей публики и они еще долго будут тыкать пальцем в сторону коттеджей, угрюмо рассказывая другим: "Вот. Это буржуи обманным путем дома себе понастроили". Если Кожедуб жил в эпоху монументализма (когда военнопленными возводились красивые жилые дома на ул. Соборной и пр. Шевченко, - согласитесь они всегда радуют глаз, в отличии от убогих хрущевок и брежневок, которые строились с утилитарной целью уменьшить жилищный кризис), то и памятник ему логичней ставить в таком же стиле. Мы же в кругу знакомых величаем нынешнее сооружение не иначе как "красный фаллос".

 

Фаллосоцентризм и обители мертвых
В том, что многие памятники являются суть фаллическими образами нет ничего удивительного. Для древнего человека это был символ плодородия и победоносной агрессии, поэтому в течении тысячелетий он хоть и трансформировался, но не потерял своей сути. Концентрацией фаллических образов находится у памятника неизвестному солдату. Два оружейных ствола и меч, пронзающий небо, да еще и пламя "вечного" огня, включаемое по праздникам. А по соседству расположена зона женского владычества - городское кладбище. Заметим, что фигура женщины в трауре, расположенная там, держит меч опущенным вниз. На языке символов это означает, что к Матери-земле, какой бы ни был могущественным герой, но обязан вернуться. Что касается размещения мест захоронения, то раньше они делались всегда на окраине, так как считалось, что духи предков помогают охранять город. Но города расширяются, традиции забываются и люди почему-то начинают бояться ходить по кладбищам в темное время суток. Кстати, о границах. В Древнем Риме божеством границ был Термин (отсюда - слова терминал). Он изображался в виде бюста бородатого мужчины, установленного на колонне, где начиналась чужая или неисследованная территория (бюсты и фигуры остальных божеств обычно устанавливались в одном месте - в пантеоне). Потом скульпторы приняли его за определенный стандарт, и пошло поехало. Попробуйте подсчитать, сколько  в Сумах памятников сделано в стиле Термина. Некоторые из них действительно расположены на границе районов, пусть даже и неформальных. Поколение 60-х и 70-х помнит "сборы" и деление города на определенные районы, которые входили в коалиции, держали нейтралитет, враждовали. Нижняя Кировская Империя (автор как раз и жил практически в ее центре), Пришиб, Девятка... Какой-нибудь уже взрослый человек, прогуливая ребенка, да вспомнит иной раз, проходя по какой-то улице, что его здесь изловила противоположная группировка и "начистила дыню". Или наоборот.

Уважать прошлое
Идеологический советский стиль в архитектуре тоже наложил отпечаток на урбанистический дизайн. Хотя некоторые элементы демонтированы, многие места еще несут идейную нагрузку. В большинстве случаев они стали обыденными и сумчане просто не обращают на них внимание, но если приглядеться, можно обнаружить звезды, ленинский профиль, серп и молот, а зачастую и лозунги, которые совершенно не соответствуют нынешней эпохе. Часть этого наследия можно смело отнести к произведениям искусства – настолько великолепно они исполнены и вряд ли в ближайшем будущем им появится достойная альтернатива. Хотя у противников коммунистического прошлого находятся свои аргументы, и они заявляют то о необходимости переименования улиц, то о сносе очередного памятника их мнение не отражает действительности и заангажировано идеологией, а не преемственностью поколений и историческим наследием. Ибо если следовать логике борьбы с коммунистическим прошлым придется снести и здание администрации с горсоветом, которое построено в форме серпа, и здание гостиницы «Сумы», которое построено в форме молота. Европейцы в вопросе наследия прошлого, не важно, какое оно было – хорошее или плохое, куда более адекватны – гербы СССР и звезды красуются на монументах и в Польше и в Словакии и в Германии, а две Мировых войны и масса локальных бунтов никак не повлияли на название центральной площади Берлина – Александерплац, именуемой так в честь российского императора.

Впрочем, большинство обывателей все же заботят прикладные темы – деньги, продукты, жилье. Многим глубоко наплевать, что их панельная пятикомнатная берлога, хоть и обставлена дорогой мебелью, но не сочетается с новой моделью иномарки, а груды мусора и загаженные углы в подъездах вступают в диссонанс с дорогой норковой шубой или туфлями на кожаной подошве. Поэтому архитектурные опухоли будут расти и дальше, стены домов покрываться язвами предвыборных слоганов и лозунгами против местной власти (или пятнами неумелой ретуши, скрывающей эти надписи), сооружаться гламурные «унитазы и рукомойники», коттеджи из фантастических фильмов и тощие высотки. Рекламные технологи постараются переключить внимание публики на биг-борды, лайтбоксы и банеры, возбуждая потребительские инстинкты и оперируя товарными знаками. Американский флаг иной раз поднимется у аграрного университета, сублимируя желание у студентов поехать за границу на заработки.

Постинформационная эпоха. Зрелище. Виртуализация.

От тюрьмы и от Сумы…
По легенде название города происходит от сочетания «Сумин город». Якобы его основатели нашли здесь три сумки с золотыми монетами. Естественно, эт о всего лишь миф. Этимология ведет свое происхождение от угро-финского, что значит «водная, заболоченная местность» (Suomi – страна озер), либо с тюрского, означающего пересечение путей. Оба варианты верны. Здесь и пересечение водных путей, и озера с болотами, и древний путь Рамадан. Князь Игорь ехал на битву из Путивля через метсо, где ныне находится град Сумы. Хотя до него здесь вдоль реки обитали и славянские племена, и скифы, о чем свидетельствуют археологические раскопки. А сам город был построен в 1655 г. как крепость, служащая защитой от набегов крымских и ногайских татар, а также буйных чубастых казачков, которыми восхищаются нынешние оранжоиды и националисты. В состав так называемой Украины город, административно входивший в Харьковскую губернию, попал, безусловно, по недоразумению.

В интересную пертрубацию попал и герб.  В советскую эпоху, после того как в Сумах была сосредоточена машиностроительная, химическая и радиоэлектронная промышленность, в щите герба вместе с тремя небольшими сумками были и шестеренка, и колба, и электрон. Но после незалэжности все это исчезло. Остались сумки, которые выросли до гигантских размеров. Капитализм превратил Сумы в Торбы.

А по-украински «сум» значит печаль. А Сумы, как вы догадались… Рассказывают, что какой-то важный поп, позже занесенный никониянами во святые, приехав в Сумы (был это век 19-й), вылез из вагона, поплевался, и тут же залез обратно… А. Куприн в своих театральных заметках описывает провинциальный маразм Сум, который сохраняется и поныне.uomi - заболоченная местность"ф. Этимология ведет свое происхождение от угро-финского, что значит".

Инетерпретация знаков
… если направлять в центр по ул. Горького, то возле моста через реку Сумку можно увидеть дорожный знак с изображением трех стрелок. По правилам дорожного движения это одно, но по правилам идеологического символизма – другое. Помните сказку про битву с трехглавым змеем у Калинова моста? Мост есть, а где же змей, скажите вы? А змей есть. Только он воплощен в разных формах. Та стрелка, которая показывает направо, ведет к центральному рынку (он, кстати, находится за первоначальной городской чертой), с его хищническими ростовщичеством, ловкими карманниками и обывательской нервотрепкой. Слева за мостом находится здание обладминистрации и мэрии, где светские власти устраивают каждодневный гражданский террор под видом самоуправления и законопослушности. Ну, а прямо пойдете – в сети к Антихристу попадете, ведь там стоит здание храма, оккупированное сектантами из Филаретовского «Киевского патриархата». Там, кстати, Петр I бывал, когда в Сумах находилась его ставка во время Северной войны. Теперь же филаретовцы его проклинают и молятся за иуду-Мазепу

 

Леонид Савин (статья впервые опубликована в журнале «Орех» в сокращенном виде)

Новости
06.10.21 [16:00]
В Москве обсудят сетевые войны Запада
10.09.21 [18:00]
Московские евразийцы обсудят современный феминизм
25.08.21 [18:15]
ЕСМ-Москва обсудит экономику будущей империи
03.08.21 [14:09]
Состоялись I Фоминские чтения
21.07.21 [9:00]
Кавказ без русских: удар с Юга. Новая книга В.Коровина
16.06.21 [9:00]
ЕСМ-Москва приглашает к обсуждению идей Карла Шмитта
В Москве прошёл съезд ЕСМ 29.05.21 [17:30]
В Москве прошёл съезд ЕСМ
25.05.21 [22:16]
В парке Коломенское прошло собрание из цикла, посв...
05.05.21 [15:40]
ЕСМ-Москва организует дискуссию о синтезе идей Юнгера и Грамши
01.05.21 [1:05]
Начат конкурс статей для альманаха «Гегемония и Контргегемония»
Новости сети
Администратор 23.06.19 [14:53]
Шесть кругов к совершенству
Администратор 23.02.19 [11:10]
Онтология 40K
Администратор 04.01.17 [10:51]
Александр Ходаковский: диалог с евроукраинцем
Администратор 03.08.16 [10:48]
Дикие животные в домашних условиях
Администратор 20.07.16 [12:04]
Интернет и мозговые центры
Администратор 20.07.16 [11:50]
Дезинтеграция и дезинформация
Администратор 20.07.16 [11:40]
Конфликт и стратегия лидерства
Администратор 20.07.16 [11:32]
Анатомия Европейского выбора
Администратор 20.07.16 [11:12]
Мозговые центры и Национальная Идея. Мнение эксперта
Администратор 20.07.16 [11:04]
Policy Analysis в Казахстане

Сетевая ставка Евразийского Союза Молодёжи: Россия-3, г. Москва, 125375, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605
Телефон: +7(495) 926-68-11
e-mail:

design:    «Aqualung»
creation:  «aae.GFNS.net»