Москва дождалась «Сияющего беса» На Старом Арбате прошла презентация книги Натальи Макеевой
Полноформатная публикация текстов Натальи Макеевой - вещь исключительно долгожданная. Долгожданная и для самого автора, и для ценителей его таланта. В ряду писателей новой мистической волны Макеева, безусловно, стоит одной из первых. Из всех авторов, подвизавшихся на ниве "метафизического реализма", одна Макеева удостоилась имени ученицы Юрия Мамлеева из уст самого основателя жанра. Досадным упущением выглядит при всём при этом можно назвать то обстоятельство, что до сих пор тексты Натальи были доступны только в виде публикаций в специализированных журналах и сетевых ресурсах. Но вот, наконец, благодаря стараниям питерского издания Геликон плюс, аккуратный том "Сияющего беса" материализовался.
Презентация же издания состоялась в Москве, в пабе Дулин Хаус, что на Старом Арбате, - при поддержке Клуба гражданина России и Евразийского Союза Молодёжи. Летним вечером в уютно-мрачноватый подвал Виктора Дулина стянулись, как стягивались не раз, представители разношёрстной богемы, политического активизма и небезопасного искусства.
Сам крёстный отец метафизического реализма, по, видимо, неким метафизическим причинам, прибыть на мероприятие не смог, но сказал, тем не менее, своё веское слово в адрес виновницы торжества. Воспроизведённое с аудионосителя послание Мамлеева гулко раздалось в стенах заведения наподобие композиции в стиле death-ambient и, как нарочно, самой своей формой вошло в странное соответствие с общей полузагробно-подвальной, из-под-обойно-выглядывающей направленностью вечера. В баре наливали алкогольные напитки с никогда не слыханными названиями, в стенах открывались ходы, о существовании которых прежде никто не подозревал. Мамлеев отрекомендовал творчество Макеевой как неоавангард, вошёл Олег Фомин, свет померк, и все почувствовали себя обитателями склепа.
Противопоставить бодрый дискурс хмурой тяге хтонического центростремительного застолья решился легендарный деятель "новой мистической волны", издатель книжной серии "Равноденствия" Дмитрий Силкан. Человек, в своё время первым издавший тексты Макеевой, распространился на тему специфики литературного подполья и коснулся отношения писательницы к творческому наследию Мамлеева, отметив, что ещё до знакомства с Юрием Витальевичем и его книгами, Наталья проявляла себя как зрелый и самобытный автор.
"Если даже и созвучно творчество Натальи с творчеством Юрия Витальевича, то это она дошла как-то сама. Идеи носятся в воздухе или что-то еще, или они настроены на одну волну" - заметил Силкан.
Затем на сцену вышла группа, которую Наталья Макеева отрекомендовала как "метафизических реалистов от музыки" - знаменитая "Злыдота" евразийского скомороха Олега Фомина. Отдельного упоминания заслуживает то обстоятельство, что группа выступила в полном составе - со своим культовым здоровенным барабаном из коровьей шкуры - и исполнила несколько новых композиций.
После того, как "Злыдота" покинула сцену, состоялась серия поздравительных импровизаций от представителей ЕСМ. Владимир Никитин, предупредив, что поведёт речь о грустном, квалифицировал всё происходящее как "похороны иного", определив Наталью Макееву в голову процессии и выразив уверенность в том, что её книга не найдёт своего читателя в современную эпоху безраздельного владычества ультра-посюсторонности.
Тему иного и посюстороннего подхватил Илья Лазарев, подтвердивший опасения Никитина. По его мнению спецификой и главной интригой направления метафизического реализма и творчества Макеевой в частности является то обстоятельства, что элементы обыденности используются в её рассказах в качестве знаков, из которых составляются высказывания о природе того, что в самой обыденности решительным образом отсутствует. В этом, по словам Лазарева, должна сказываться не только сила автора, но ценность вообще всякого явления мира, где нечто заслуживает внимания ровно настольно, насколько оно не зациклено на собственной данности, но высказывается о неочевидном и, в лучшем случае, вовсе отсутствующем.
Поэт и соратник Макеевой по ранним проектам Эдуард Эрикссон рассыпался в комплементах в адрес её таланта и в подтверждение своих слов зачитал рассказ <Ли умерла> - прямо со страниц тома.
А вот медийный боевик Белокриницкого согласа православных старообрядцев Андрей Езеров в свою очередь сам представил собравшимся нарратив в духе метафизического реализма. Публицист рассказал о том, как, едучи в некоем ночном автомобиле, сам принял участие в споре о русской художественной прозе. В ту ночь, уверял Езеров, памятование о Наталье Макеевой - в ряду ещё нескольких представителей отечественной прогрессивной словесности - не позволило ему согласиться с точкой зрения водителя, заключавшейся в том, что современной русской прозы не существует.
Завершилась программа вечера выступлением участников группы "Фаза 10" Алексея Заеваи Александра Разгулова, подготовивших специальную программу, в которую вошли несколько песен на стихи Натальи Макеевой.