На земле донской, казачьей ЕСМ посетил Новочеркасск
На прошлой неделе представители ЕСМ посетили земли Всевеликого Войска Донского – города Ростов-на-Дону и Новочеркасск. Визит в последний был обусловлен необходимостью установления контактов с представителями Союза Казачьих Войск России и Зарубежья. Наша приглашающая сторона - казачий журналист и руководитель Информационной службы Союза казачьих Войск России и Зарубежья Иван Шерпилов, сразу начал вводить нас в специфику нынешней социальной ситуации и исторической ретроспективы: «До того как Новочеркасск стал вершиной казачьего мира, он являл собой заросший лесом холм, наполненный сарматскими захоронениями и святилищами. Тем самым, вызывая мистический страх у степных воинов-христиан. Само по себе решение казаков возвести себе на этом холме столицу, соприкасается с историей их этногенеза, проникающей сквозь войсковую геральдику: олень, пронзенный стрелой – это указание на принятый и обузданный христианской стрелой тотем воинского духа сарматов…»
Город, действительно уникален во многом, не только в том, что построен на холме, в отличие от казачьих станиц, разбросанных о степи. Столица донского казачества была перенесена со старого места в 1805 г. атаманом Матвеем Платовым в связи с регулярными подтоплениями, происходившими при весеннем разливе Дона и частыми пожарами деревянных построек, так как Черкасск строился в спешке. На самой высокой точке расположен Вознесенский Кафедральный собор – третий по величине православный храм России, построенный в неовизантийском стиле. Сама планировка центра напоминает Париж – от главных площадей во все стороны лучами расходятся проспекты. Впрочем, Париж тоже помнит донских казаков, вошедшими туда в составе победоносной русской армии.
Сам социальный дух, витающий на улицах отличается от Питерского или Московского. Это чувствуется сразу. Казаки ведь являются носителями коллективного бессознательного, отличного от коллективного бессознательного большинства великоросов. Об этом буквально за несколько дней до нашего визита в Новочеркасск говорил профессор МГУ Александр Дугин во время чтения лекций о социологии воображения на базе Южного Федерального Университета. Основатель этого направления Жильбер Дюран считал, что у казаков ярко выраженный режим diurne, т.е. дневной, героический режим работы с архетипами коллективного бессознательного. Немудрено поэтому, что казаки защищали рубежи нашего отечества и покоряли новые территории.
Возвращаясь к современным казачьим структурам, отметим, что в результате поездки в Новочеркасск было налажено сотрудничество со структурами Союза казачьих Войск России и Зарубежья по целому ряду вопросов – от информационных кампаний и тактических акций, до внешнеполитического лоббирования.
Еще один замечательный человек, с кем нам довелось общаться – это о. Андрей, настоятель храма святых равноапостольных царей Константина и Елены. Во время войны в Чеченской Республике он по благословению епископа Ростовского и Новочеркасского отбыл в зону боевых действий чтобы духовно окормлять воинов русской армии. После возвращения в Новочеркасск помимо церковного служения о. Андрей занимается рядом социальных общественно-полезных проектов. Интервью с ним можно будет осмотреть в ближайшее время в программе «Посолонь» на Евразия ТВ. Кстати, сам о. Андрей является сторонников военного капеланства, а ЕСМ всячески поддерживает подобные начинания, которые с новым Патриархом Кириллом, будем надеяться воплотятся в жизнь российского общества.