Портал сетевой войны ::  ::
ССЫЛКИ
Новороссия

Релевантные комьюнити ЕСМ:
rossia3
ru_neokons
ЕСМ - ВКонтакте
Дугин - ВКонтакте

Регионы ЕСМ

Дружественные сайты

Прочее

Карта сайта

>> >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
РЕГИОНЫ
Анти Эдип в педуниверситете
10 февраля 2006
Анти Эдип в педуниверситете

11 февраля 2006 г. В Сумском Педагогическом Университете им. Макаренко продолжил работу философско-психологический клуб учрежденный Сумской общественной организацией "Евразия", преподавательским составом и студенчеством. Сначала выступил глава сумского ЕСМ Леонид Савин с речью о деятельности ЕСМ. Потом слушатели получили возможность прослушать сверхрадикальную лекцию Анатолия Макогона "Анти Эдип" (тезисы лекции прилагаются ниже), посвященную творчеству постмодернистского философа Жиля Делеза и критике им фрейдизма и буржуазно-капиталистических мировоззренческих парадигм. Лекция вызвала нескрываемый интерес у слушателей, которые увидели и узнали о конфликте двух подходов к бессознательному, что не удивительно ибо академическая среда в сфере психологии основывается в основном на фрейдизме и его вариациях.

 

Анти Эдип
Тезисы

 

1. Эдипов комплекс

Это имманентное, соответствующее бисексуальному расположению, универсальное бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю противоположного пола, отсюда агрессия к родителю собственного пола (может быть и наоборот - в негативной форме). Эдипов комплекс оказывает по Фрейду существенное влияние на психику, личность и поведение человека. Происходит он из древнегреческого мифа об Эдипе, фиванском царе, который убивает своего отца и женится на своей матери (все это он делает вопреки своей воле). По Фрейду этот комплекс тяготеет над всеми мужчинами (для женщин Фрейд ввел в научный дискурс зеркальный комплекс Электры), которые ненавидят своего отца как сексуального соперника. Фрейд утверждал что основа структурирования личности формируется в зависимости от переживания Эдипова комплекса, им же определяется формирование желаний и поведение. Эдипов комплекс так же оказывается источником общечеловеческого сознания вины (вплоть до невротизма), а так же религиозных представлений, культурных пластов, нравственности и т. д. Это универсальный код, язык, святая святых интеллектуалов середины прошлого века. Под влиянием идей Фрейда в той или иной степени находились виднейшие мыслители (Юнг, Фромм, Маркузе, Райх, Лакан и т. д.). Эдипов комплекс является как бы мотивацией всего бытия человека и межличностных отношений. Эдипов комплекс вытесняется в бессознательное, которое впоследствии мотивирует все. Однако само бессознательное исходя из этого мотивируется семейными отношениями.

 

2. Анти Эдип

Важность трудов Жиля Делеза. Это самый радикальный и революционный постмодернистский мыслитель. В постмодерне меняются мировоззренческие парадигмы. Для идеологов постмодерна характерно отсутствие единого кода толкования реальности, этот код для них является институтом подавления  и власти над свободой. Ему предшествовал структурализм, который основан на максиме "людей нет, есть структуры", мотивирующие жизнь. Далее пошел постструктурализм (поздний Фуко, Делез, Деррида, поздний Барт) основывавшийся на преодолении структур и обращении к доструктурирующим реальностям (новая поверхность против старой глубины идеологии, насилующей реальность).

Анти Эдип - фигура фиксирующая отказ от принудительной каузальности, причинности, от того что предполагает наличие внешней причины как фактора влияющего на бытие личности. Анти Эдип говорит, что субъективность (бессознательное) с необходимостью должно конституировать себя как свободное, оно свободно от внешнего причинения, власти внешних факторов.

Это разрушает всю структуру Эдипова комплекса. Шизоанализ versus психоанализ. Психоанализ участвует в буржуазном угнетении. Это масштабно и глубоко показано в капитальном труде Делеза и Гваттари "Капитализм и шизофрения". С точки зрения авторов бессознательное в психоанализе травмируется (причем параноидально) со стороны внешних по отношению к нему социальных структур, причем вне какой-либо попытки исследования условий свободы. "Фамилианизм" - зависимость от семейных отношений, псевдоструктура семьи. Это эдипизация бессознательного, сознания, культуры, религии и т. д.: "параноидальный отец эдипизирует сына" (даже христианство, да и вообще религии и традиции Фрейд пересматривает и оценивает как своего рода масштабный невроз). Бессознательное в психоанализе структурируется по типу иерархии, где в центре - Отец, оно имеет вид древовидной структуры. Однако по Делезу и Гваттари оно должно быть не линейной калькой, а картой без центра, ризомой. Это и есть свобода: "задумайся о том, что произошло с маленьким Хансом в детском психоанализе: его ризому безжалостно крушили, пачкали его карту, куда-то прятали ее, блокировали все выходы до тех пор, пока не удалось внушить ему стыд и чувство вины, пока стыд и чувство вины не укоренились в нем". Напротив, шизоанализ добивается другого состояния бессознательного, он его понимает как основу новых желаний, новых высказываний, неспровоцированных внешней средой (семьей, обществом и т. д.).

Бессознательное высвобождается из-под гнета псевдоструктур, происходит освобождение шизоидальных потоков желания от параноидальных ограничений. Делез обнаруживает у каждого "машины желания".

Бессознательное по Делезу есть "нечто, порождающее само себя", оно должно быть независимо (сингулярно, шизофренично) от Эдипова комплекса. Эдипов комплекс - это насилие над бессознательным. Шизофреническое вместо Эдипова.

Эдип (и фигура Отца) подвергается остракизму, изгнанию. "Бессознательное - изначально сирота". Эдипов комплекс – это паранойя, тогда как шизофрения сопротивляется невротизации. Шизофреник персонифицирует свою свободу, выступая носителем бессознательного, прорвавшимся сквозь ограничения "социальных машин" и реализовавшего себя поперек жестких направляющих осей интегральных "псевдоструктур" социальности, в первую очередь - семьи: "желание - сирота, анархист и атеист".

 

3. Шизоанализ.

От греческого schizen - расколоть. Это радикальнейшая критика фрейдизма слева. В бессознательном с точки зрения шизоанализа уничтожается реальное, заменяется псевдоструктурами. Появляется Эдип-деспот. Он скалькирован из буржуазных общественных и семейных отношений. Желание должно быть очищено от опосредующих инстанций, оно - часть базиса человека. Оно должно стать "волей к власти" (в ницшеанском смысле, Ницше онтологизировал это понятие), революционным желанием (противостояние активных сил против реактивных, фрейдистских). От предистории к постистории, посередине культурная дрессировка. По Ницше Бог умер, на его месте - человек, индивидуум, история не достигла цели, возник заболевший человек, эта болезнь - "нигилизм". Человек болен пассивной шизофренией "нигилизма" (подобной клинической). Нужно заместить ее активной добровольной шизофренией творчества. Условия пассивной шизофрении определяет и устанавливает капитализм, буржуазное общество. Ортодоксальный марксизм так же игнорирует чистое желание, "желающую ипостась" социального, он выводит желание из производственных отношений. С точки зрения Делеза и Гваттари нужно на уровне интеллектуальной и социальной практики осуществить принцип единства социального производства и "производства желания", с целью достижения предельной степени раскрепощения последнего, что выявляет трансцендентное (свободное) бессознательное.

Желание автономно от потребностей людей вообще, вообще от человеческих, слишком человеческих потребностей. Теория нехватки ведет к фетишизации отношений человека с миром. Человек отчуждается от естественных, природных (реальных) связей если его желания проистекают из социальных, коллективных законов. Если желанию недостает реального объекта, сама реальность желания в "сущности недостачи", которая и производит (с помощью желания) мысленный дубликат недостающего объекта, ну а само отсутствие его перенаправляется на производство, внешнее, по сути, действие. Т. е. человек преобразует природную среду лишь в собственном воображении, а не реально взаимодействует с ней. Это все пропагандируется доминирующим на Западе индустриально-потребительским общественным укладом и подобный подход является инструментом легитимизации социальных манипуляций и культурных репрессий (психоанализ - то же культурная репрессия, подавляющая желание, и служит он капитализму).

По Маркузе - потребности определяют динамику жизни индивида и общества, тогда как по Делезу это заказ буржуазного общества (а не свободных желаний человека), которое внедряет такую совокупность социальных связей, при которых человек оказывается доступен максимальному числу насильственных манипуляций со стороны социума. Желание должно быть свободно от каких-либо социальных характеристик. Желание само должно стать производителем, реальным (а не производить сны, фантазмы и мысленные объекты). Желание само порождает состояние отсутствия и потребности (и от них не зависит). Человек по Делезу должен доверять именно собственным желаниям, а не репертуарам воображаемого удовлетворения.

Символический строй вещей, структур и общественных связей подчиняется сексуальности чистого желания, а не наоборот. Желание производят так наз. "машины желания" под патронатом "тела без органов".

 

4. Тело без органов.

Что же это? Это понятие ввел Антонен Арто: "Тело есть тело, оно одно, ему нет нужды в органах", однако идея "тела без органов" уже практически сформулирована у Ницше в "Генеалогии морали", содержащей тезис о том, что любой орган (равно как физиологический или психический навык) не есть фиксированный результат телеологически понятой (линейной) эволюции ("глаз-де создан для зрения, рука де-создана для хватания"), но представляет собой лишь случайное и ситуативное проявление внутреннего созидательного проявления потенциала воли к власти. "Тело без органов" противоречит не органам, а некоей системе - организму. "Тело без органов" - это бунт против системы, в физиологическом и в психологическом смысле. Тело как бы открыто для вариантов самоконфигурирования (оно децентрировано, бесструктурно, бесформенно, непорождено и непотребляемо). Это некий процесс, процесс распределения интенсивностей. Вот классическая шизофрения и есть аналог такого "тела без органов. "Тело без органов" десоциализировано и шизофрения как бы декодирует на нем потоки желания, а вот капитализм трансформирует потоки желания на "теле" капитала и социума. Капитализм осуществляет декодирование того кода, который дан в традиционных обществах: а) декодирование потоков производителей, т. е. пролетаризация крестьян, жестко отделенных от их земли, почвы и родины, переход от аграрного общества к производительному; б)конституирование торгово-финансовых (а не земельных) состояний вследствие обращения потоков богатств. Декодирование капитала десакрализирует древние обычаи, практики, ритуалы, церемонии и т. д. По идее пафос либерал-капитализма должен привести к освобождению от социальных запретов, а он привел к беспрецендентному подавлению производства желания, к его виртуализации.

 

5. Образы шизоанализа.

Номадизм. Кочевничество. Номад есть обратный смысл от Лейбницевской монады. Распределение смыслов в номадизме происходит спонтанно и хаотически, без всяких ограничений и подавлений, как кочевник отпускает свободно пастись на неогражденное пространство своих лошадей. Тогда как оседлый (монадический) человек держит распределение смыслов в ограде своих концептов и институтов подавления, как овец в стойле. Хорошие образы у Мамлеева. Например рассказ "Не те отношения", где главный герой преподаватель вступает в шизоидные отношения со студенткой, просто расхаживая вокруг нее, а та кричит в это время через определенные промежутки времени "Ой петух". У него есть жена, с которой у него все по Фрейду, хотя и сексом он с ней занимается из-за невозможности заняться огородничеством (здесь буржуазный семейный фрейдизм подавил и декодировал аграрные территориальные импульсы). На вопрос студентки, почему он не может занятся с женой тем чем он занимается с ней, профессор отвечает, что дескать не те отношения (здесь произошло освобождение чистого желания от гнета эдипальности и фамильных обусловленностей).

По Делезу именно обыденное сознание сдерживает свободную деятельность "желающей машины", это и есть репрессивный механизм, рацио структурирует и подчиняет чистое желание (волю к власти) насилует его. Вся культура построенная на разуме, по Делезу тупиковая. Настоящий творец должен быть немного шизофреником, безумцем. Капитализм в социальной сфере, главенство Эдипова комплекса в бессознательном и рацио есть основополагающие причины невротизации людей и репрессивные инструменты культуры.

Основная методика шизоанализа - ускользание от определенностей любого рода, определенность есть социальная ловушка. Желание для шизоанализа - революционная сила. Капитализм может выдержать множество проявлений интересов и потребностей, но не может выдержать чистое желание, которое взрывает его базовые структуры.

 

6. Шизоанализ и традиционализм.

Постмодерн (в лице шизоанализа) критикует модерн, структурализм (пик модерна), Эдипов комплекс. Критикует слева; традиционализм тоже критикует, но справа. Аналог шизофренического поведения в постмодерне - юродство (и схожие институты священного безумия) в традиционализме. Новая поверхность и "тело без органов", выводящие незакодированные импульсы вегетативной телесности аналогичны теме "совершенного человека" в традиции, только человек традиции пропускает сквозь себя импульсы сверху, не заслоняя собой и своими ложными концептами свет Божества, в то время как человек Делеза (в смысле новой поверхности и "тела без органов") выявляет чистые импульсы желаний снизу, из вегетативной телесности и ее испарений (все-таки Делез марксист).

 

ЕСМ-Сумы

Новости
06.10.21 [16:00]
В Москве обсудят сетевые войны Запада
10.09.21 [18:00]
Московские евразийцы обсудят современный феминизм
25.08.21 [18:15]
ЕСМ-Москва обсудит экономику будущей империи
03.08.21 [14:09]
Состоялись I Фоминские чтения
21.07.21 [9:00]
Кавказ без русских: удар с Юга. Новая книга В.Коровина
16.06.21 [9:00]
ЕСМ-Москва приглашает к обсуждению идей Карла Шмитта
В Москве прошёл съезд ЕСМ 29.05.21 [17:30]
В Москве прошёл съезд ЕСМ
25.05.21 [22:16]
В парке Коломенское прошло собрание из цикла, посв...
05.05.21 [15:40]
ЕСМ-Москва организует дискуссию о синтезе идей Юнгера и Грамши
01.05.21 [1:05]
Начат конкурс статей для альманаха «Гегемония и Контргегемония»
Новости сети
Администратор 23.06.19 [14:53]
Шесть кругов к совершенству
Администратор 23.02.19 [11:10]
Онтология 40K
Администратор 04.01.17 [10:51]
Александр Ходаковский: диалог с евроукраинцем
Администратор 03.08.16 [10:48]
Дикие животные в домашних условиях
Администратор 20.07.16 [12:04]
Интернет и мозговые центры
Администратор 20.07.16 [11:50]
Дезинтеграция и дезинформация
Администратор 20.07.16 [11:40]
Конфликт и стратегия лидерства
Администратор 20.07.16 [11:32]
Анатомия Европейского выбора
Администратор 20.07.16 [11:12]
Мозговые центры и Национальная Идея. Мнение эксперта
Администратор 20.07.16 [11:04]
Policy Analysis в Казахстане

Сетевая ставка Евразийского Союза Молодёжи: Россия-3, г. Москва, 125375, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605
Телефон: +7(495) 926-68-11
e-mail:

design:    «Aqualung»
creation:  «aae.GFNS.net»